Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, известный своей многогранной (от шпрот и грузинского вина до комиссий по банковским кредитам) борьбой за права россиян, в очередной раз взялся за коллекторские агентства. Заявив, что в настоящее время сбор долгов с потребителей - "это полностью неправовое поле", Онищенко напомнил таким образом, что деятельность коллекторских бюро пока отдельным законом не регулируется.
Коллекторские агентства специализируются на взыскании просроченных долгов с физических и юридических лиц. Как правило, за работу по возврату задолженности (по большей части банкам, выдавшим кредиты) коллекторы получают определенный процент от взысканной суммы. В других случаях коллекторское бюро может выкупить так называемые "плохие долги" у кредитной организации единым пакетом за некоторый процент от суммы задолженности, и затем уже получать всю сумму целиком с должников.
В России коллекторский бизнес является сравнительно молодым. Как указывало в 2007 году издание "Долговой Фактор", первые отечественные коллекторские бюро создавались исключительно при банках и имели дело только с просрочками перед кредитными организациями. В пример издание приводит Агентство по сбору долгов при банке "Русский стандарт", зарегистрированное в 2001 году.
На открытый рынок услуг коллекторские агентства вышли в 2004 году. Уже к 2007 году на рынке сбора неоплаченных долгов работало от 50 до 100 организаций. Сейчас в этой области функционирует несколько достаточно крупных ассоциаций, участниками которых может стать то или иное коллекторское бюро, в том числе "Международная организация кредиторов и коллекторских агентств" (МОККА), "Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств" (НАПКА), а также "Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса" (АРКБ).
По данным одного из крупнейших в России коллекторских агентств "Секвойя Кредит Консолидейшн", в 2010 году банки продали коллекторским фирмам долги на общую сумму 3-3,5 миллиарда долларов. Для сравнения, в 2009 году аналогичный показатель составил 2,5 миллиарда долларов.
В Ассоциации российских банков (АРБ) в июле 2010 года оценили объем коллекторского рынка в России в 135 миллиардов рублей, или 0,35 процента от ВВП России. При этом, как отметили в АРБ, объем задолженности, передаваемый только членам НАПКА по банковским кредитам, составляет около ста миллиардов рублей.
При таком внушительном объеме коллекторского рынка странно, что отдельного закона, определяющего деятельность коллекторских агентств, в России нет. По данным той же АРБ на середину прошлого года, работа коллекторских бюро "регулируется Гражданским Кодексом РФ, законами "О персональных данных", "О кредитных историях" и рядом нормативных актов".
Как признают в АРБ, "данное регулирование представляется недостаточным", поскольку в законодательстве нет даже понятия "деятельности по взысканию просроченной задолженности", а также не прописаны характеристики "субъектов коллекторской деятельности", порядок работы по взысканию долгов и ответственность. Логично, что НАПКА И АРКБ совместно с АРБ и Ассоциацией региональных банков России подготовили проект федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности". Ознакомиться с ним можно на сайте НАПКА.
В конце прошлого года к созданию законопроекта о взыскании просроченных долгов с помощью коллекторских агентств подключилось Минэкономразвития. Как заявил руководитель департамента корпоративного управления министерства Иван Осколков, данный документ может быть принят в 2011 году и будет содержать базовые нормы работы коллекторов, в частности, запрет на звонки должникам в ночное время - с десяти вечера до восьми утра.
Как писала "Российская газета", законопроект будет регулировать взыскание с граждан только той задолженности, которая возникла у них при обращении в банки. Кроме того, согласно предложению Минэкономразвития, право взыскания долгов должны иметь только те коллекторские агентства, которые являются участниками саморегулируемой организации (СРО). Коллекторов также обяжут страховать свою ответственность и создавать компенсационные фонды для граждан на основе взносов.
На данный момент непонятно, на каком этапе находится разработка закона о порядке работы коллекторских агентств. Однако уже с 2009 года претензии к участникам коллекторского рынка начали предъявлять в Роспотребнадзоре. В мае того года ведомство доказало в суде свою правоту в споре с банком "Союз", оштрафованном за включение в договор условия о переуступке долга заемщика коллектору без согласия самого должника. При этом в 2007 году Высший арбитражный суд постановил, что уступка банком прав кредитора юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией, не противоречит законодательству. В случае с банком "Союз" речь, впрочем, шла о физическом лице.
В марте 2010 года глава ведомства Геннадий Онищенко заявил, что Роспотребнадзор планирует бороться с передачей потребительских долгов перед банками коллекторским агентствам. В августе того же года Онищенко написал письмо в адрес президента АРБ, заявив, что банки, передавая коллекторам долги заемщиков, нарушают законодательство.
Как указывал Онищенко, согласно Гражданскому кодексу коллекторские агентства, не являясь субъектами банковской деятельности, не имеют права заменить банк в отношениях с заемщиком. После того как задолженность передается коллекторам, правоотношения заемщика с банком - поставщиком кредитной услуги прекращаются, а коллектор поставщиком этой услуги не является. Таким образом, заемщик выходит из правового поля и не может отстаивать свои интересы.
Еще более резко Онищенко высказался в адрес коллекторских агентств 14 марта 2011 года, заявив, что сейчас их деятельность - "это полностью неправовое поле". "Хотите ввести коллекторские агентства - давайте, пожалуйста, создадим законодательство, отработаем его, отработаем порядок передачи полномочий от банка к коллекторскому агентству с участием второй стороны договора", - процитировал главу Роспотребнадзора "Интерфакс".
Учитывая, что в 2010 году с коллекторскими агентствами начали работать два крупнейших российских госбанка (Сбербанк и ВТБ), нужда в отдельном законе, описывающем порядок работы сборщиков долгов, очевидна. Кроме того, подобный документ необходим для того, чтобы ввести иногда слишком "ретивых" коллекторов в законодательные рамки. И тогда есть шанс, что долги будут взыскиваться без полночных звонков и хамских угроз в адрес неплательщика.