Мир
20:05, 14 марта 2011

Муаммарова победа Победы Каддафи в Ливии омрачил разгром на внешнеполитическом фронте

На полях ливийской гражданской войны произошел перелом: после череды неудач на востоке страны войска полковника Муаммара Каддафи одержали ряд важных побед над отрядами повстанцев. Однако повода для большой радости у властей пока нет, так как на дипломатическом фронте ситуация для них складывается совсем скверно.

Силы, верные Муаммару Каддафи, в последние дни добились заметных успехов на полях сражений. Им удалось нанести сокрушительное поражение повстанцам в районе Рас-Лануфа и вернуть под свой контроль не только этот крупнейший нефтеналивной порт, но и городки Бин Джавад и Брега. Последний, кстати, является вторым по объемам перевалки нефти портом Ливии.

Преимущество в вооружении, выучке, дисциплине сыграло свою роль - оппозицию, лишенную организации, разведки и основ понимания тактики, отогнали на сотни километров к востоку - в район города Адждабия, где проживает около ста тысяч человек.

Адждабия - последний крупный населенный пункт, отделяющий войска Каддафи от Бенгази - "столицы" повстанцев. Два города разделяет лишь 160 километров пустыни, через которую проходит единственное прибрежное шоссе. Установление контроля над Адждабией откроет правительственным силам дорогу на Бенгази. Стратегическое значение этого населенного пункта трудно переоценить.

Экстренное заседание Лиги арабских государств. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Без боя повстанцы город не отдадут. Причем сражение обещает быть жарким по нескольким причинам. Во-первых, сыграет роль уже упомянутая его важность для обеих сторон. Во-вторых, содержимое местных военных складов жители уже растащили, поэтому оружия и боеприпасов у них в избытке. Ну и в-третьих, в городских условиях преимущества регулярной армии над отрядами сопротивления в значительной степени нивелируются. За примером далеко ходить не надо: жители города Аль-Завия (им военные склады захватить не удалось, кстати) сопротивлялись войскам Каддафи две недели.

Однако против повстанцев может сыграть фактор, так помогавший им в начале войны - боевой дух. После череды побед правительственных войск он заметно упал, что упростит задачу наступающих. Правда, и тут не все так плохо. В последние дни из-за границ Ливии начали приходить новости, способные вернуть оппозиции уверенность в себе.

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, Европейский Союз и Лига арабских государств по очереди отказали Муаммару Каддафи в праве представлять интересы своего народа за рубежом и объявили о начале переговоров с Национальным временным советом в Бенгази. Москва, которую многие считали "адвокатом" ливийского режима, также сделала свой выбор: Каддафи и его присным запретили въезд в Россию, заморозили их счета и имущество (если таковое было). Кроме того, Москва остановила выполнение контрактов на поставки в Ливию оружия.

Поскольку санкции против полковника и его семьи Россия ввела сразу после визита в Москву вице-президента США Джо Байдена, можно сделать вывод, что американец дал понять: судьба режима уже решена. Не мытьем, так катаньем ливийского диктатора из власти выдавят.

Хотя это было понятно и без подсказки из Вашингтона. За свою долгую трудовую биографию на посту "дорогого брата лидера" Каддафи ухитрился насолить почти всем, с кем имел дело. Ему сразу припомнили и войну против Египта в 1977 году, и взрыв американского "Боинга" над Шотландией в 1988 году, и попытку убить нынешнего саудовского короля Абдуллу в 2004-м, и финансирование террористов по всему миру, и кучу других проделок масштабом поскромнее. Если называть вещи своими именами, то эксцентричный диктатор попросту всех достал.

Долгое время ему многое прощалось в обмен на недорогую и качественную нефть, но бомбардировки собственных сограждан - это уже что-то запредельное. Терпение мирового сообщества окончательно лопнуло. За Каддафи прямо не вступилась ни одна страна мира - даже венесуэльский президент Уго Чавес, друг и соратник по "антиимпериалистической борьбе", помалкивает.

Для Запада, России и арабского мира Каддафи полностью утратил легитимность. Из законного правителя он превратился в опасного человека неопределенного статуса, располагающего собственной армией. В этой ситуации создание над Ливией зоны, запретной для полетов его авиации, можно считать делом почти решенным. Кроме того, в Бенгази наверняка вскоре пойдет и военная помощь, в частности, противотанковые средства, в которых отчаянно нуждаются повстанцы.

Муаммар Каддафи. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Европейский Союз также заявил, что рассмотрит возможность создания в Ливии "зон оказания гуманитарной помощи", которые будут защищены от нападений с любой стороны. Одной из таких зон наверняка станет Бенгази - город с миллионным населением. Трудно представить себе ситуацию, в которой Запад позволил бы развернуть полномасштабные боевые действия на его территории. Такой поворот событий вызвал бы настоящую гуманитарную катастрофу с труднопрогнозируемыми последствиями.

Если для недопущения битвы в Бенгази потребуются удары с воздуха по наступающим, то, скорее всего, такие удары будут нанесены. Во всяком случае, Франция - не последняя страна мира - настойчиво требует рассмотреть и эту возможность. Кроме того, некоторые американские эксперты всерьез говорят, что помочь повстанцам мог бы Египет - страна, где лишь недавно свергли своего диктатора.

Исключать сценарий с "гуманитарным вторжением" полностью нельзя, поскольку прецедент уже имеется: Саудовская Аравия 13 марта "для поддержания стабильности" ввела в соседний Бахрейн тысячу своих военнослужащих. Никто в мире протестовать не стал.

Более того, представитель МИДа Франции Бернар Валеро в преддверии встречи глав внешнеполитических ведомств "Большой восьмерки" по Ливии заявил, что для защиты мирного населения будут рассмотрены "все возможные меры". В контексте предыдущих заявлений Парижа по этой теме можно не сомневаться: чем успешнее будут действовать войска Каддафи, тем жестче будут эти меры.

Ливийский диктатор оказался в очень неприятной ситуации: пока его войска терпели поражение за поражением, мировое сообщество вяло отмахивалось от призывов вмешаться в конфликт. Однако когда правительственные силы, жестоко подавив восстание в Аль-Завии, развернули быстрое наступление на восток, и Запад и арабский мир спохватились и стали выдумывать способы помощи повстанцам - один радикальнее другого.

Каждая победа на поле боя ухудшает положение Каддафи в мире. И если война действительно докатится до Бенгази, то тогда за повстанцев вступятся по-серьезному. Зря их признавали что ли?

< Назад в рубрику