Белорусская группа "Ляпис Трубецкой" выпустила свой одиннадцатый альбом под названием "Веселые картинки". "Лента.Ру" послушала пластинку и всячески рекомендует ее всем остальным.
Сейчас как-то даже неловко вспоминать о нарочито дворовых хитах "Ау", "Ты кинула" и "В платье белом", с которыми "ляписы" впервые заполонили эфиры постсоветского пространства в конце девяностых. То "алкогольно-пацанское" наследие осталось далеко позади и уже мало похоже на правду. Да и сам лидер коллектива Сергей Михалок явно хочет остаться в памяти совсем другим человеком. Нынешний "Ляпис" играет бравый пролетарский ска-панк, придерживается философии стрейт эйджа, пропагандирует социалистические идеи и сочувствуют разного рода оппозиции. При этом музыканты не страдают чрезмерной серьезностью и подходят к делу с долей иронии, что вызывает одобрение. В 2007-2009 годах группа записала анархо-революционную трилогию "Капитал" - "Манифест" - "Культпросвет", заклеймив мировую тиранию, классовое неравенство и общество потребления и провозгласив свободу, равенство и братство.
Понятно, что на родине такое инакомыслие долго оставаться безнаказанным не могло. Незадолго до выхода "Веселых картинок" в местной блогосфере начал циркулировать список якобы запрещенных в Белоруссии музыкантов. Среди прочих в "черном списке" фигурируют ДДТ, "Наив", "Тараканы" и Pet Shop Boys. А первым номером в нем красуется "Ляпис Трубецкой". По всей видимости, все это артисты, осмелившиеся выступить с критикой в адрес белорусского президента Александра Лукашенко на фоне его переизбрания на четвертый срок в декабре 2010-го, которое вызвало множество нареканий у оппозиции и вылилось в беспорядки в Минске. Например, все вышеперечисленные (за исключением Pet Shop Boys) подписывались под письмом с требованием освободить задержанных участников акций протеста в белорусской столице. Официально подлинность списка, естественно, не подтверждена, но на "Ляписах" он уже успел сказаться. Как поведал на днях на своей странице в Facebook пресс-атташе группы Александр Бергер, песни его подопечных сняли с эфира многих радиостанций; концерт в Гомеле, на который было продано почти полторы тысячи билетов, был отменен под надуманным предлогом; и уже под угрозой следующее выступление, которое должно пройти в Могилеве. Слава богу, у "ляписов" есть братские Россия, Украина и еще ряд европейских стран, где их с радостью примут, накормят и обогреют им палки в колеса ставить не будут. В Москве презентация диска уже прошла на ура. А вообще спасибо Александру Григорьевичу за дополнительную рекламу, умышленную или нет. "Зевс извергает громы", но корабль, несмотря на цоевскую антитезу "ждать перемен бесполезно", плывет.
"Веселые картинки" преподносятся как более умеренные и лиричные, нежели предшествовавшая им трилогия. По словам Михалка, на этот раз для него были важнее эмоции, а не идеи. Действительно, на диске хватает минорных мелодичных баллад ("Я верю", "Шут", "Грай", "Космонавты", "Дикий койот"), призванных разбавить традиционный бронебойный агитпоп "ляписов". Но это лишь лицевая сторона медали, видимость спокойствия и умиротворения; на самом деле группа остается верной себе и ни на шаг не отступает от маршрута своего крестового похода. Борьба может продолжаться и в завуалированной форме, как, например, в песне-посвящении всем белорусам "Грай", которая, по свидетельству автора, должна "поддержать их веру в светлое будущее, позитив и неминуемую победу добра над любыми сказочными чудовищами". Особенно доходчиво она звучит в самопальном ролике с кадрами разгона демонстраций, выложенном кем-то на YouTube. Все понятно и без знания белорусского языка.
Другим важным моментом "картинок" стал мини-трибьют Михалка героям своей юности, к сожалению, уже покойным. Так, были записали каверы на "Зоопарк" Егора Летова и "Африку" Сергея "Олди" Белоусова. Последняя по стечению обстоятельств впервые увидела свет в день смерти лидера "Комитета охраны тепла" - 5 ноября 2010 года. Сам Олди, с которым белорусы были достаточно дружны, успел перед смертью послушать эту версию своей песни, одобрил ее и даже предлагал музыкантам устроить совместный концерт, но этим планам не суждено было осуществиться. Все средства от продажи сингла с "Африкой" "ляписы" передали вдове Олди.
Еще одно своего рода посвящение - "Священный огонь", фактически современный вариант "Когда-то ты был битником" Виктора Цоя. Обязанность любого творческого человека, поясняет Михалок, хранить в своем сердце священный огонь, все время плыть против течения. "Для меня священный огонь - это то, что заставляет тебя оставаться вечно молодым, это идеи, в которые ты не перестаешь верить, независимо от того, как меняется окружающий тебя мир".
"Ляпис Трубецкой", конечно, выглядит безнадежным и где-то витающим в облаках идеалистом, за что его очень удобно и легко критиковать. Да только никакая критика его уже не заткнет и не остановит, настолько он уверен в собственных силах и осознает свою конечную правоту. "Ляписы" планомерно делают свое дело: бичуют пороки, вскрывают изъяны, культурно воспитывают и очищают общество, избавляя его от скверны. "Ляписы" - это наши (да-да, наши, прошлое-то у нас, как и во многом настоящее и, дай бог, будущее, общее) The Clash, социально активные, не молчащие и готовые взять ответственность. "Ляписы" - это наши герои, местные робины гуды, что твой Ассанж или Навальный, борцы с системой, обнажающие скрытую от посторонних глаз правду. И если до поры до времени их всерьез не воспринимали, то теперь не поверить им уже нельзя.
Альбом "Веселые картинки" можно скачать за сайте Thankyou.ru по схеме "плати, сколько хочешь".