Интернет победил

Американские онлайн-СМИ обошли газеты

Huffington Post на экране планшета. Иллюстрация с сайта appadvice.com

Про "смерть бумаги" говорят много и подробно, но главным образом в настоящем продолженном времени: "бумага" еще не "умерла", но неуклонно "умирает". Срок, когда время сменится на прошедшее, кто-то определяет в 10 лет, кто-то - в 20, а кто-то - в 50. Но в некотором смысле этот срок уже подошел. По крайней мере, очередной доклад "State of the Media", подготовленный специалистами Pew Research Center, свидетельствует, что тренд на "умирание бумаги" уже победил.

"State of the Media" ("Ситуация в СМИ") - это аналитический доклад, который каждый год публикует Project for Excellence in Journalism (PEJ) - подразделение Pew Research Center, очень авторитетной американской исследовательской организации. Доклад за 2010 год, представленный 14 марта 2011 года, - восьмой по счету. PEJ исследует только американский медиарынок, но ключевые тренды, которые обнаруживаются там, представляют интерес и для всего остального мира, поскольку характерны (часто - с некоторым запозданием) и для других медиацивилизаций.

Тренд первый: аудитория "перетекает" в интернет. В 2011 году это, разумеется, никакая не новость. Но в 2010 году пройдена, что называется, важная психологическая отметка: читаемость онлайн-новостей впервые превысила читаемость газет (как бумажных, так и их сайтов). Согласно исследованию PEJ, 46 процентов американцев регулярно (как минимум трижды в неделю) читают новости в интернете, а читателями газет являются лишь 40 процентов опрошенных. Тиражи американских ежедневных газет упали в среднем на 5 процентов, воскресных - на 4,5 процента, рекламные доходы - на 6,4 процента (а всего - на 46 процентов за четыре года).

Но дело тут не только в "смерти бумаги". Аудиторию теряют все СМИ, кроме сетевых. Телесмотрение в США упало в среднем на 13,7 процента (у канала круглосуточных новостей CNN - на 37 процентов), телесмотрение в прайм-тайм - на 16 процентов. Местные телестудии чувствуют себя чуть лучше (рост доходов на 17 процентов), по-прежнему крепко стоит на ногах радио (во многом благодаря автопроизводителям, которые старательно снабжают машины магнитолами с радио), но общий тренд влияет и на них.

Тренд второй: реклама в интернете делается более выгодной, чем в "бумаге". Опять же, ничего нового: деньги следуют за аудиторией. И опять же, психологическая отметка: на рекламу в интернете в 2010 году в США впервые было потрачено больше, чем на "бумажную" - 25,8 миллиарда долларов против 22,8.

Тренд третий: мобильный интернет приобретает все большее значение. 47 процентов американцев уже получают новости при помощи мобильных устройств. 7 процентов американцев уже обзавелись планшетными компьютерами (этот показатель удвоился всего за четыре месяца). Кстати, в феврале 2011 года вездесущая News Corp. Руперта Мердока запустила первое издание специально для iPad. Оно называется The Daily и, по большинству прогнозов, вряд ли совершит революцию в журналистике. Но как дополнительный симптом "мобилизации" - вполне показательно.

Тренд четвертый: в "цифровом мире" журналистские организации теряют контроль над собственной судьбой. Значительную (и все возрастающую) долю трафика онлайн-СМИ получают от поисковиков, новостных агрегаторов и социальных сетей. Соответственно, и основная доля рекламных доходов достается подобным сервисам, а не производителям контента. Кроме того, СМИ вынуждены пристально следить за новинками на рынке гаджетов и приспосабливать свои новости под их формат.

Все это, повторимся, имеет непосредственное отношение лишь к США с их чрезвычайно многообразной медиакультурой и высокой интернетизацией. В Западной Европе, например, закат "бумаги" пока выглядит не таким стремительным: там и аудитория, и деньги перетекают не так быстро. А, скажем, в Латинской Америке с ее огромным населением, вполне устойчивым экономическим развитием и явно недостаточной интернетизацией, в последние пять лет печатные СМИ и вовсе растут. И все же в среднем по планете американские тренды в сфере масс-медиа имеют наибольшее значение, и чтобы представить себе мир будущего - смотреть стоит прежде всего в эту сторону.

подписатьсяОбсудить
uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
People's Liberation Army (PLA) soldiers shout as they hold guns and practise in a drill during a organized media tour at a PLA engineering school in Beijing, July 22, 2014. REUTERS/Petar Kujundzic (CHINA - Tags: MILITARY TPX IMAGES OF THE DAY) - RTR3ZLIT«Москва слишком горда, чтобы заключить союз с Пекином»
Вице-президент Фонда Карнеги о войне США с Китаем и отношениях с Россией
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Великий увозитель
Все, что нужно знать о новом Land Rover Discovery, в 27 фотографиях
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США