Азербайджанская оппозиция, вдохновленная серией мятежей в арабских странах, решила проверить свои возможности. 11-12 марта местные "несогласные" вышли на акции протеста в Баку. Собравшиеся скандировали "Свобода", "Отставка", "Яйца" (намек на недавнее подорожание куриных яиц) и "Аллах Акбар". Обе манифестации были разогнаны. Полиция задержала (за два дня) около ста человек. Большинство из них, впрочем, были вскоре освобождены.
И власть, и оппозиция стараются истолковать результат в свою пользу. Обе акции оказались сравнительно немногочисленными (в каждой, как сообщалось, приняли участие несколько сотен человек), и в МВД Азербайджана уже заявили, что, мол, ставка лидеров оппозиции на азербайджанскую молодежь провалилась. "Незаконная акция (11 марта – примечание Ленты.Ру) показала, что молодежь Азербайджана является неотъемлемой частью азербайджанского народа и тесно сплотилась вокруг главы государства, поддерживает политику президента", - сказал журналистам министр внутренних дел Рамиль Усубов.
Оппозиция, со своей стороны, заявляет об успехе. "Это самая сильная акция протеста за последние годы. Многочисленные мусаватисты (активисты оппозиционной партии "Мусават", организовавшей манифестацию 12 марта - примечание Ленты.Ру), члены других партий, беспартийные и молодежь выказывают большой энтузиазм, - радуется лидер партии "Мусават" Иса Гамбар. - Считаю, что эта акция даст серьезный толчок процессу коренных изменений в Азербайджане". "Акция показала, что властью недовольны не только представители оппозиции, но и молодые люди, не состоящие ни в каких партиях. Они требуют перемен", - вторит ему лидер Партии народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.
О начале "революции" в Азербайджане, равно как и о ее подавлении говорить пока не приходится. Для обеих сторон (оппозиции и власти) произошедшее стало, скорее, тренировкой. Протестующих было недостаточно для того, чтобы они могли успешно противостоять полиции. Поэтому едва ли можно назвать большим достижением полиции то, что акции, не получившие широкой поддержки, были быстро подавлены.
То, что "несогласные" на постсоветском пространстве рано или поздно попытаются поймать волну Facebook-революций, было вполне ожидаемым. Успешные мятежи в арабских странах вызвали в странах бывшего СССР большое оживление. Зачастую, правда, это оживление ограничивалось лишь угрозами в адрес властей и попытками оппозиции повысить свой статус (заявлениями в духе "мы тоже можем устроить Каир").
Азербайджанская оппозиция пошла дальше. Активисты анонсировали мероприятие под названием "Великий народный день" и начали вербовать сторонников через Facebook. В числе организаторов оказались и азербайджанцы, проживающие за рубежом. Один из них, некий Эльнур Меджидли (житель Франции, имеющий азербайджанское гражданство), заявил, что цель акции - "побудить людей преодолеть безысходность и поверить в собственные силы в борьбе за демократические перемены".
"Великий народный день" был назначен на 11 марта (акцию приурочили к "юбилею" египетской революции - месяцу со дня отставки египетского президента Хосни Мубарака). Еще один "день гнева" (на 12 марта) анонсировала партия "Мусават". Она, кстати, выступила со специальным обращением к сотрудникам полиции, призвав их "быть с народом и не выполнять незаконные приказы".
Ни первое, ни второе мероприятия не были санкционированы властями (впрочем, организаторов это не особо беспокоило). Что касается мусаватистов, то им было официально предложено собраться не в центре города (как они планировали), а на стадионе на окраине Баку. Оппозиционеры от такого варианта отказались.
При нынешнем президенте Азербайджана - Ильхаме Алиеве - власти до сих пор успешно подавляли выступления оппозиции. Собственно, первый же год его правления был отмечен разгоном акций протеста и арестами "несогласных". Позднее - в 2005 году, когда в стране проходили парламентские выборы, - власти не стали дожидаться "цветной революции" и первыми нанесли удар. За месяц до выборов в Баку были введены войска и бронетехника, в столице и других городах прошли массовые задержания сторонников оппозиции. "Под раздачу" попали даже несколько министров: их арестовали по обвинению в подготовке государственного переворота.
В нынешней ситуации власти хотя и уверяли, что выступления оппозиции обречены на провал (МВД Азербайджана даже выступило со специальным обращением, заявив, что местные оппозиционеры, "готовые заключить союз с самим чертом", пытаются при поддержке внешних сил устроить "цветную революцию", но что у них, мол, ничего не получится), к противостоянию тоже готовились.
Некоторых из потенциальных участников акций протеста арестовали заранее. Полиция и люди в штатском забирали их под разными предлогами (кого-то обвиняли в неподчинении полиции, кого-то - в "автохулиганстве"). Молодым людям назначались наказания в виде административного ареста. Сроки ареста были небольшими, но достаточными, чтобы на "дни гнева" сторонники оппозиции не попали.
Один из арестованных - активист Бахтияр Гаджиев (его обвинили в уклонении от воинской службы) - заявил, что в полицейском участке его избивали и даже грозили изнасиловать. В знак протеста оппозиционер объявил голодовку, кроме того, он потребовал встречи с послом США Мэтью Брайза. Американское посольство в США, кстати, уже выступило в его защиту: в дипмиссии отметили, что следят за судьбой Гаджиева, и потребовали соблюдать его права.
К борьбе с "несогласными", по информации "Кавказского узла", подключились и администрации вузов. Как утверждает издание, студентам Бакинского госуниверситета, в частности, было рекомендовано "не собираться вместе и не вести вредных разговоров". Во время акций 11 марта, по словам корреспондентов азербайджанской службы "Радио Свобода", в окрестностях БГУ были выставлены полицейские кордоны, а главные входы в здания университета были закрыты.
Участники первого "дня гнева" (11 марта) вышли на улицы Баку еще утром. Они стали собираться у станции метро "28 мая" и в некоторых других местах. Так, группа активистов, как сообщал "Кавказский узел", собралась у станции "Академия наук" в Ясамальском районе, другая (несколько десятков человек) устроила шествие по улице Низами, скандируя лозунги в поддержку арестованных оппозиционеров.
Разгоном "несогласных" занимались полиция и "люди в штатском". В числе задержанных оказались не только те, кто демонстрировал приверженность к оппозиции, но и те, кого сотрудники силовых структур по каким-то причинам сочли подозрительными. Так, по информации азербайджанской службы "Радио Свобода", у станции "28 мая" был задержан некий Джамал Мирзамамедов, который заявил, что является членом правящей партии "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан") и отношения к акциям протеста не имеет. Полиция также забрала нескольких посетителей кафе "Араз", которые пили там чай.
Всего за участие (или предполагаемое участие) в акциях 11 марта, по данным МВД, были задержаны 43 человека. Некоторым из них были назначены небольшие сроки административного ареста, несколько человек были оштрафованы, остальных полиция отпустила, предупредив их "о недопустимости противоправных действий".
На следующий день активисты оппозиции стали собираться на Площади фонтанов (в центре города) и прилегающих к ней улицах. Участники второго "дня гнева", как отмечает азербайджанская служба "Радио Свобода", некоторое время с успехом применяли следующую тактику: собирались группами, выкрикивали лозунги, разбегались при приближении полицейских, а затем снова собирались в другом месте.
В итоге, правда, сторонников оппозиции с Площади фонтанов полиция все же вытеснила. На этот раз, по официальным данным, были задержаны более 50 человек (как заявили в партии "Мусават", большинство из задержанных являются ее активистами). Некоторые из оппозиционеров, как сообщалось, были избиты. Среди задержанных оказались замглавы партии "Мусават" Тофиг Ягублу, руководитель исполнительного аппарата партии Ариф Гаджилы, а также несколько журналистов (в том числе колумнист-сатирик Мирза Сакит).
Два десятка задержанных были оставлены под стражей по обвинению в неподчинении полиции. Остальные, как сообщили в МВД, уже отпущены. В руководстве партии "Мусават" уже пообещали, что акции протеста будут продолжены. Среди требований оппозиции - роспуск парламента и проведение досрочных выборов, а также освобождение находящихся в заключении единомышленников и усиление борьбы с коррупцией.