14 марта дело об избиении химкинского общественного деятеля Константина Фетисова было переквалифицировано на более суровую статью. Теперь преступление расценивается уже не как причинение тяжкого вреда здоровью, но как покушение на убийство. Арестованы двое новых подозреваемых. Предположительно, именно эти люди избили Фетисова по заданию чиновника Андрея Чернышева. Главный заказчик преступления все еще не установлен.
СМИ чаще всего называют Константина Фетисова экологом, борцом за сохранение Химкинского леса или бывшим лидером местного отделения партии "Правое дело". Все эти определения верны, но справедливости ради стоит отметить, что в этот перечень можно добавить еще десяток наименований - бывший кандидат в мэры, бизнесмен, экс-глава общественной приемной представителя президента РФ и так далее. Фетисов вел очень активную и разностороннюю жизнь, хотя редко покидал пределы Химок (в одном из интервью он заявил, что родился, живет и собирается дальше жить в этом городе).
До развала СССР Фетисов работал инженером гражданской авиации, потом ненадолго стал сотрудником "Газпромбанка", а вскоре создал и возглавил фирму "Аэрософт", занимавшуюся поставкой вычислительной техники и офисного оборудования. Позднее он основал также фирму "Информ-Телеком".
В 2003 году Фетисов выставил свою кандидатуру на выборах мэра Химок. Некоторые СМИ сообщали, что бизнесмен стал так называемым "паровозом" - завоевал доверие избирателей, а потом отказался от участия в выборах и поддержал кандидатуру своего соперника Владимира Стрельченко. Так это или нет, неизвестно. Известно лишь, что Стрельченко выиграл выборы, после чего предложил бывшему сопернику возглавить находившуюся в Химках общественную приемную при полномочном представителе президента РФ в Центральном федеральном округе. Фетисов принял предложение. Однако в 2007 году он был снят с должности - по некоторым данным, потому что стал "нервировать" местную власть.
В 2009 году Фетисов снова принял участие в выборах мэра. Однако Стрельченко удалось пройти на второй срок. Тогда Фетисов стал сотрудничать с оппозиционным движением "Солидарность" и партией "Правое дело". Вскоре он стал главой химкинского отделения "Правого дела", но уже в декабре 2009 года большинство членов отделения проголосовали за исключение его из партии. При этом федеральный политсовет партии продолжил поддерживать Фетисова. В результате сложилась неоднозначная ситуация: Фетисов продолжал называть себя главой отделения "Правого дела", а избранный членами отделения новый руководитель Александр Хомяков обвинял его в самозванстве.
Что касается защиты окружающей среды, то Фетисов неоднократно оказывал поддержку противникам строительства трассы через Химкинский лес. Кроме того, он проявлял интерес к ситуации на мусорном полигоне, расположенном неподалеку от Химок.
"Первый звоночек" для Фетисова прозвучал 18 сентября 2010 года. Тогда на 49-летнего общественника напал ранее незнакомый ему 25-летний житель Реутова Денис Ростокин (в некоторых источниках - Растокин; иногда его называли уроженцем Кабардино-Балкарии). Фетисов получил травму головы. Нападавшего обвинили в нанесении побоев и отпустили, взяв обязательство явиться на допрос. Однако Ростокин предпочел скрыться от следствия.
Нападение отнюдь не напугало Фетисова. Он продолжил активную общественную деятельность. В частности, 3 ноября 2010 года он принял участие в пикете против химкинского мусорного полигона. 4 ноября он, подтвердив свою репутацию разностороннего человека, посетил националистический "Русский марш". А уже вечером 4 ноября у подъезда дома на Фетисова напали неизвестные злоумышленники с бейсбольной битой. Они проломили мужчине голову и скрылись на автомобиле BMW. Травмы, полученные Фетисовым, оказались очень тяжелыми. До декабря 2010 года он находился в коме. Потом вышел из комы, но долгое время не приходил в сознание. В январе было объявлено, что пострадавший открыл глаза и может сидеть, но никого не узнает и не может говорить. И лишь недавно родственники Фетисова сообщили журналистам, что он понемногу начинает заново учиться говорить и ходить.
Первым подозреваемым в избиении Фетисова стал вышеупомянутый Денис Ростокин. Его разыскали и задержали 26 декабря. А уже 28 декабря были задержаны еще трое подозреваемых (некоторые аналитики полагают, что на них указал Ростокин): 30-летний начальник отдела муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению имуществом при администрации Химок Андрей Чернышев и двое безработных жителей Химок - 28-летний Андрей Каширин и 25-летний Вячеслав Ковалев. Еще двух подозреваемых, предположительно непосредственно избивших Фетисова, объявили в розыск. Их имена не назывались. 11 марта 2011 года были задержаны, а 14 марта взяты под арест еще двое подозреваемых - 24-летний Максим Кривенцов и 25-летний Евгений Морозов. Похоже на то, что именно они находились в розыске, хотя со стопроцентной уверенностью об этом говорить пока нельзя.
Следователи полагают, что заказчиком нападения на Фетисова стал некий влиятельный человек, личность которого пока не установлена. Этот человек попросил Чернышева "разобраться" с общественным активистом. Некоторые СМИ пишут, что экс-сотрудник РУБОП Чернышев, бывавший в командировках на Северном Кавказе, лишь формально занимал в администрации Химок должность начальника отдела. На самом деле он якобы являлся "чиновником для особо деликатных поручений". По версии следствия, именно Чернышев в сентябре 2010 года попросил Ростокина побить Фетисова. Однако небольшая травма, полученная пострадавшим, не удовлетворила заказчика. Поэтому в ноябре Чернышев взялся за дело уже серьезнее.
Следователи считают, что чиновник привлек к организации нападения своих друзей - Ковалева и Каширина. Последний спросил у своего знакомого Кривенцова, нет ли у него на примете человека, который хотел бы заработать, "разобравшись" с общественным активистом. Кривенцов ответил, что ранее трижды судимый Морозов с легкостью может избить кого угодно. И Морозов действительно согласился напасть на Фетисова, даже не поинтересовавшись, как его зовут и за что его собираются бить.
Почти все арестованные, кроме Чернышева, в той или иной мере признают свою вину. И лишь чиновник категорически опровергает версию следствия. Адвокат обвиняемого Людмила Айвар утверждает, что ее клиента вынуждают назвать заказчиком нападения мэра Владимира Стрельченко. В то же время, по словам Айвар, в ее распоряжении есть видеозапись, которая может быть приобщена к делу. По мнению адвоката, из записи следует, что на самом деле нападение на Фетисова было выгодно совсем другому человеку - главе общественной организации по борьбе с коррупцией Альберту Пчелинцеву (который сам подвергся нападению в 2009 году). Айвар говорит, что она передала видео следователю по фамилии Шарипов. Однако сразу после этого Шарипов был отстранен от расследования. Его место занял следователь по фамилии Мухачев, который продолжил требовать показаний против Стрельченко. Чернышев категорически отказывается оговаривать мэра.
Одно из основных доказательств вины Чернышева - тот факт, что осенью 2010 года он передал Каширину определенную сумму денег. Чиновник не отрицает, что дал Каширину деньги, однако говорит, что это не была плата за избиение Фетисова. По словам Чернышева, он просто материально помог своему знакомому.
Жена Фетисова Марина Мягкова высказывается о Чернышеве сдержанно. "На мой взгляд, у него личного мотива не было никакого, заказчиком он никак не может быть. Как организатор - возможно", - говорит супруга пострадавшего.
В марте 2011 года адвокат Людмила Айвар выразила опасение, что в ближайшее время дело об избиении Фетисова могут переквалифицировать со 111-й статьи УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") на 227-ю ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"). Максимальное наказание, грозившее обвиняемым по 111-й статье - лишение свободы сроком до 12 лет. Для 227-й статьи 12 лет - это низший предел, а высшим пределом является пожизненное заключение. В определенной степени опасения Айвар оправдались: 14 марта дело переквалифицировали на 30-ю и 105-ю статьи УК РФ ("Покушение на убийство"). Согласно 65-й статье, за покушение назначают не более трех четвертей от наказания, предусмотренного за оконченное преступление. 105-я статья предусматривает за убийство от восьми до двадцати лет колонии либо пожизненный срок, но пожизненный срок за покушение не назначается. Таким образом, теперь подсудимым грозит до 15 лет лишения свободы.
Чернышеву, Кривенцову и Морозову обвинение в новой редакции уже предъявлено. Как ожидается, в ближайшее время также будут переквалифицированы обвинения Ковалева, Каширина и Ростокина.
Пожалуй, самым неясным в этой истории остается вопрос о мотивах преступления. Распространенная в блогах версия "злые представители власти расправились с самоотверженным защитником природы" кажется излишне упрощенной. Фетисов был настолько активным и заметным человеком, что остается только гадать - в какой же области своей деятельности он нажил самых опасных врагов. В области борьбы за власть или борьбы против власти? Или, может быть, вообще в области бизнеса? В некоторых СМИ появлялась даже версия о мафиозных разборках. Предполагается, что Фетисов "перешел дорогу" двум организованным преступным группировкам, которые начали воевать за контроль над мусорным полигоном. Причем, если учитывать российские реалии, - эта война вполне могла быть тесно связана хоть с дележкой власти, хоть с бизнесом, хоть и с тем и другим одновременно.