Вечером 19 марта ВВС Франции нанесли удары по позициям войск ливийского лидера Муаммара Каддафи. Этот рейд знаменовал начало военной операции западных союзников в Ливии, которую американское командование назвало "Одиссея. Рассвет". Бомбардировки стихли только к утру 20 марта. Стороны ждут начала следующей фазы операции, а Каддафи уже посоветовал противникам готовиться к затяжной войне.
На то, чтобы разработать план совместных действий в Ливии, у мирового сообщества ушло больше месяца. Антиправительственные выступления, которые постепенно перетекли в полномасштабную гражданскую войну, начались в североафриканской стране 15 февраля. О необходимости военного вмешательства заговорили почти сразу, однако принять документ по Ливии Совет безопасности ООН смог только 17 марта.
Резолюция 1973 требовала немедленного прекращения огня и предусматривала закрытие воздушного пространства Ливии (этот пункт был основным требованием противников Муаммара Каддафи; собственно, поводом для международного вмешательства послужило то, что руководитель Джамахирии начал применять против манифестантов авиацию). В случае невыполнения требований резолюция закрепила за странами ООН право "защищать мирное население Ливии любыми средствами". Исключалось только прямое военное вторжение и оккупация.
Повстанцы встретили резолюцию Совбеза ООН дружным ликованием. Официальные ливийские власти, напротив, страшно занервничали. На протяжении последующих суток информация о реакции из Триполи поступала крайне противоречивая. Сперва сторонники ливийского режима объявили, что резолюция угрожает территориальной целостности страны и призывает граждан убивать друг друга. Затем Каддафи поклялся "превратить в ад" жизнь тех, кто попробует предпринять против его сил активные действия (еще до голосования в ООН полковник пригрозил, что в ответ на начало военной операции будет сбивать гражданские самолеты и топить суда).
Утром 18 марта войска Каддафи возобновили наступление на позиции повстанцев в Мисурате и стали демонстративно готовиться к походу на столицу мятежников - Бенгази. В ответ на это Франция, а вслед за ней и другие европейские страны заявили, что в течение нескольких часов отправят к Ливии свои бомбардировщики. После этого в Триполи неожиданно объявили о подчинении резолюции 1973 и прекращении всех военных операций и даже пригласили в страну международных наблюдателей.
Однако вскоре выяснилось, что разворачивать самолеты над Средиземным морем рано. Через несколько часов после объявления перемирия повстанцы сообщили, что танки и артиллерия Каддафи снова обстреливают Мисурату. В Триполи это отрицали. Затем появились сообщения о бомбардировке Бенгази. Официальные власти заявили, что бомбежки - дело рук самих повстанцев. Впоследствии стало известно, что в результате обстрелов и бомбардировок в Бенгази погибли более 90 человек.
К середине дня 19 марта ливийское руководство, наконец, окончательно определилось со своими планами. В столицу мятежников вошли танки, а Муаммар Каддафи направил официальные сообщения лидерам западных стран, а также генсеку ООН Пан Ги Муну. В них он заявил, что ливийский народ "готов умереть" за своего руководителя, и в случае интервенции Запад "пожалеет".
Формального отказа признать резолюцию ООН западные страны решили не дожидаться. Вечером 19 марта (около семи часов по местному времени) французские самолеты атаковали позиции ливийских войск около Бенгази и вскоре отчитались об успешном уничтожении нескольких единиц бронетехники. Этот налет стал первым эпизодом союзной операции в Ливии.
К французским бомбардировкам вскоре присоединились ВМС США и Великобритании, выпустившие по 20 объектам ПВО Ливии 112 ракет "Томагавк" с кораблей и подводных лодок. Также в интервенции в Ливию принимают участие Канада, Италия, Испания, Дания и Норвегия. О готовности оказать материально-техническую поддержку заявили Польша и Германия. Россия и Китай, которые воздержались во время голосования в Совбезе ООН, от участия в операции отказались, а после ее начала выразили сожаление в связи с действиями западных союзников.
Налеты продолжались всю ночь. Сообщалось, что союзная авиация подвергла бомбардировке бункер Каддафи в Триполи. Утром 20 марта появились сообщения о том, что ВВС США подключили к операции бомбардировщики B-2: три самолета-невидимки сбросили 40 бомб на ливийский аэродром, чтобы уничтожить ВВС противника.
Между тем сторонники Муаммара Каддафи заявили, что удары союзников пришлись по гражданским объектам, а большинство жертв - старики, женщины и дети (по оценкам государственных СМИ, погибли 48 человек, пострадали 150; других данных о жертвах первого дня операции в Ливии нет). В ответ на интервенцию Ливия официально отказалась подчиняться резолюции Совбеза ООН. Сам полковник ночью выступил с коротким обращением, в котором заявил, что раздаст населению оружие, чтобы народ боролся против "варварского нападения колониалистов и крестоносцев". Кроме того, Каддафи в очередной раз пригрозил ударами по иностранным гражданским объектам в Средиземноморье.
К утру 20 марта наступило затишье. Американские военные говорят, что данные спутниковой разведки позволят в течение дня воскресенья точно оценить ущерб, нанесенный силам Каддафи. Предполагается, что ПВО Ливии удалось достаточно ослабить, чтобы наладить безопасное воздушное патрулирование и отправить на разведку беспилотники.
Западные корреспонденты в ливийских городах сообщают, что несмотря на ночные рейды силы Каддафи по-прежнему сохраняют боеспособность. Около полудня ливийский лидер выступил с новым обращением, в котором назвал происходящее "очень счастливым моментом". Президента США Барака Обаму и британского премьера Дэвида Кэмерона он назвал животными и предсказал им судьбу Гитлера и Муссолини. "Мы готовы к продолжительной войне, - заявил Каддафи. - Вы не готовы, а мы - готовы".