Мир
19:49, 21 марта 2011

Тень Ирака Мировое сообщество разделилось в оценках операции в Ливии

Вечером 20 марта авиация и военно-морские силы США, Великобритании и Франции возобновили начатые накануне бомбардировки и ракетные обстрелы объектов ПВО и позиций правительственных войск в Ливии. Между тем, действия союзников вызывают все большее недовольство на международной арене. Все те, кто еще недавно требовал скорейшего вмешательства ООН, теперь припоминают Западу вторжение в Ирак.

Утром в воскресенье союзники подвели итоги первого дня боевых действий в Ливии. Бомбардировки были признаны успешными: наступление сторонников Муаммара Каддафи на столицу повстанцев в Бенгази было остановлено, объектам ПВО Ливии был нанесен значительный ущерб, операция по защите мирного населения и установления контроля над воздушным пространством страны шла по графику.

С закреплением успеха союзники решили не затягивать, и после наступления темноты боевые действия в Ливии возобновились. Ближе к вечеру Каддафи объявил об одностороннем прекращении огня - перемирие должно было начаться в 10 часов вечера по московскому времени. Однако союзники не поверили. В конце концов, в преддверии первого дня бомбардировок в Триполи тоже объявили перемирие (сославшись на требование резолюции Совета безопасности ООН), однако уже через несколько часов стало известно о возобновлении обстрелов позиций повстанцев в Бенгази и Мисурате. На этот раз в Вашингтоне заявили, что новое перемирие в действительности либо не вводилось вовсе, либо было нарушено сразу после объявления. Такую же позицию заняли в Лондоне.

20 марта Великобритания направила к ливийским границам новые самолеты вдобавок к уже размещенным на союзных базах в Средиземноморье, кроме того, британские ВВС нанесли серию ударов по Триполи (схематичную карту ударов союзников можно посмотреть здесь). В частности, в результате союзных бомбардировок было полностью разрушено одно из зданий комплекса резиденции Муаммара Каддафи. Судя по имеющимся данным, потерь среди гражданского населения удалось избежать. Тем не менее этот инцидент вызвал массу вопросов и усилил недовольство действиями союзников, которое начало проявляться в тот самый миг, когда на ливийскую землю упала первая бомба, сброшенная самолетом коалиции.

Как выяснилось, успех первого дня бомбардировок многим, в отличие от британских и американских военных, показался не очевидным. Целый ряд стран заявили, что, западные союзники существенно вышли за рамки полномочий, предоставленных им мандатом ООН.

Пуск "Томагавка" с борта корабля ВМС США. (Открыть галерею о боевых действиях в Ливии)
Lenta.ru

Принятая 17 марта резолюция Совета безопасности 1973, напомним, была направлена на защиту мирного населения Ливии. Для этого предполагалось закрыть воздушное пространство страны, а также использовать "любые методы", за исключением прямого военного вторжения. Как оказалось, понимание того, какие методы дозволяется использовать, не выходя за рамки мандата ООН, может быть очень разным.

В частности, участники операции считают, что закрытие воздушного пространства предполагает необходимость безопасного патрулирования неба над Ливией. Следовательно, элементы ПВО Каддафи должны быть уничтожены. И следовательно, нанесение ударов по ним оправданно, а сопутствующий ущерб неизбежен. Таким образом, главная задача коалиции - приложить все усилия для того, чтобы свести к минимуму потери среди гражданского населения. Так же объясняется и необходимость нанесения ударов по правительственным войскам близ Бенгази и в других районах, где они вступают в соприкосновение с силами повстанцев.

Однако многие с таким видением не согласились и, похоже, не были готовы к тому, что вмешательство ООН приведет к началу масштабной военной операции против сил Каддафи. Когда наутро после бомбардировок государственные СМИ Ливии объявили, что в результате авиаударов погибли 48 мирных жителей, а еще 150 были ранены, некоторые страны выступили с резкой критикой действий союзников.

Сразу же после начала операции в Ливии о своем "сожалении" заявили в России и Китае (которые, вместе с Индией, Бразилией и Германией в ходе голосования в Совете безопасности ООН воздержались). После сообщения о потерях среди гражданского населения МИД РФ выступил с официальным заявлением, объявив происходящее в Ливии "неизбирательным применением силы" и призвав прекратить бомбардировки. А днем 21 марта свою позицию по вопросу озвучил премьер-министр Владимир Путин. Глава российского правительства назвал операцию союзников "бессовестным крестовым походом" (любопытно, что о крестовых походах до этого вспоминал Муаммар Каддафи), а резолюцию ООН счел "неполноценной и ущербной".

Однако самым неприятным для Запада стало то, что начало боевой операции в Ливии раскритиковали не только Россия и Китай, но и страны Лиги арабских государств. Именно члены ЛАГ 12 марта обратились к ООН с просьбой немедленно принять резолюцию по Ливии и перекрыть воздушное пространство страны, чтобы лишить Каддафи возможности использовать против повстанцев авиацию. Одобрение Лиги было для западных союзников ключевым: оно означало, что их действия пользуются поддержкой в регионе. В противном случае операция в Ливии слишком походила бы на вторжение в Ирак, а повторения этого катастрофического сценария ("американский нефтяной империализм против свободолюбивого арабского мира") Вашингтону и его европейским партнерам хочется меньше всего.

20 марта генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса созвал экстренное заседание организации и заявил, что действия союзников не соответствуют заявленным целям. "Мы просили закрытия воздушного пространства и защиты мирных жителей, но не ценой гибели других мирных жителей", - заявил он.

Похоже, все усилия Запада, направленные на то, чтобы избежать неприятных ассоциаций с Ираком, оказались напрасными: память о вторжении 2003 года все еще слишком свежа. И стоило Каддафи заявить, что союзники бомбят не радары, а больницы (а что еще может в такой ситуации заявить Каддафи?), как общественное мнение в арабском мире тут же с готовностью переметнулось на сторону Триполи. Следом изменилась и позиция Лиги арабских государств.

Между тем, независимого подтверждения данных ливийских властей о крупных потерях среди мирного населения пока не поступало. Повстанцы, напротив, заявили, что с начала противостояния от рук правительственных войск погибли более восьми тысяч человек. Кроме того, сообщается, что сторонники Каддафи используют гражданское население в качестве живого щита, силой сгоняя жителей в места вероятных ударов союзников.

Генсек ООН Пан Ги Мун уже обратился к членам ЛАГ с призывом не нарушать хрупкого единства. Однако лишь две арабских страны заявили, что по-прежнему поддерживают операцию в Ливии, и даже изъявили готовность подключить к ней собственные ВВС: ОАЭ и Катар.

После сообщения об уничтожении здания резиденции Каддафи в Триполи волнение только усилилось. Британцы заявили, что в доме располагался командный центр, из которого Каддафи мог осуществлять руководство войсками. С военной точки зрения вполне логично нанести удар по такому объекту. Однако сторонники режима уверяют, что никакого военного предназначения у разрушенного строения не было. А арабские страны снова задаются вопросом: зачем бомбить резиденцию правителя, пусть даже и тирана, если задача операции - не свержение режима, а защита мирного населения?

Справедливости ради стоит отметить, что такой вопрос имеет полное право на существование. Несмотря на то, что прямо резолюция Совбеза ООН не призывает к смене режима, а лишь требует прекращения огня, успешная операция союзников в Ливии может иметь только один определенный финал. Все понимают, что прямо или косвенно, но вмешательство союзников должно привести к прекращению полномочий Муаммара Каддафи на посту ливийского правителя.

Что за этим последует - большой вопрос, однако очевидно, что проблема соответствия применяемых средств целям операции "Одиссея. Рассвет" будет занимать участников событий еще долго. Как бы ни старался глава Пентагона Роберт Гейтс успокоить общественность, заявляя, что охотиться на Каддафи союзники не собираются, дальнейшие успехи Запада будут способствовать усилению повстанцев. В этой связи логичнее ждать в Ливии не прекращения огня, а, наоборот, роста напряженности. При этом совсем непонятно, смогут ли мятежники добиться отставки Каддафи относительно малой кровью, или же в стране начнется полномасштабная гражданская война. Какой в этом случае будет задача союзников, и какой вообще будет позиция ООН - неизвестно.

< Назад в рубрику