Игры в стилизацию

Интервью с группой "И Друг Мой Грузовик..."

В конце февраля лучшая из современных украинских групп "И Друг Мой Грузовик...", молчавшая около года, нежданно-негаданно разродилась вестями. В Сети появился получасовой ролик под названием "Стилизация послевкусия" с отрывками новых песен и демонстрацией их записи в студии. Вскоре выяснилось, что существует одноименный мини-альбом; он вышел приложением к журналу о компьютерах "Upgrade Special" и тут же просочился в интернет.

На "Стилизации послевкусия" обнаружилась песня с красноречивым заголовком "Последняя", да и остальные не блистали оптимизмом. Слушатели ощутимо заволновались, но музыканты хранили молчание. Напряжение схлынуло после появления информации о приезде группы "И Друг Мой Грузовик..." в Москву 26 марта с концертом в клуб "Гоголь", на котором обещана презентация совершенно новых песен. После этого вокалист группы Антон Слепаков, выдержав драматичную театральную паузу, согласился пообщаться с музыкальным обозревателем "Ленты.Ру" и ответить на все животрепещущие текущие вопросы.

"Лента.Ру": Перво-наперво проясните ситуацию насчет "Последней" песни, которая так сильно переполошила поклонников. Насколько серьезны прозвучавшие в ней заявления? Недавно о своем распаде объявила группа Lюk, ваши земляки, друзья и ровесники; год назад прекратила существование идеологически близкая вам Tequilajazzz: не хочется, чтобы это становилось тенденцией и следующими в цепочке стали "грузовики".

Антон Слепаков: Так... Песня "Последняя" была придумана примерно год назад, но из-за летнего отпуска "лежала на полке", и, видите, ее появление совпало с реорганизацией коллективов наших коллег и друзей, прекрасных музыкантов - значит, эта песня в чем-то очень точна и актуальна. Мы не хотели никого пугать или как-то нагнетать обстановку, ведь в наших текстах повествование ведется от имени некого персонажа, лирического героя, и его позиция вполне себе может не совпадать с моей точкой зрения, но я просто обязан ее озвучить. Не хочется кокетничать в этом вопросе, но я переживал далеко не все ситуации, о которых рассказывается в наших текстах. Как у любого автора должно оставаться поле для фантазии, полета, выдумки... и даже художественного вранья, а иначе просто неинтересно. Так что события в песне "Последняя" имеют к группе "И Друг Мой Грузовик..." довольно косвенное отношение.

Нынешняя весна у вас отдана под концертную программу "Рекордные сроки" и презентацию новых песен, заявлены выступления в России и Украине. Раскроете тайну, чего особенного могут ожидать зрители, пришедшие на эти концерты?

Как и заявлено - абсолютно новых песен. Их не много, но тем не менее. Зафиксировав важный для нас материал "Стилизации..." мы освободились от некоторого лишнего груза, в виде нереализованного багажа и тут повалило новое... его и покажем. Ну и кроме того, мы всегда не прочь поиграть что-то уже знакомое. Так что в принципе это будут традиционные наши концерты.

На вашем сайте упоминалось о грядущем юбилее дебютной пластинки "Я и друг мой грузовик". Что планирует устроить группа в этой связи? На Западе широко распространилась практика по разным праздничным поводам исполнять на концертах знаковые альбомы целиком от начала до конца. Не думали, например, так поступить с первым диском? И послушать целиком "Еще маленький" или "Ищу друга", думаю, никто бы не отказался.

Да, в самом деле, наш дебютный CD вышел ровно десять лет назад. И мы даже осуществляли попытку исполнить его живьем - 23 февраля прошлого года, в Москве... Но, честно сказать, большого воодушевления это не вызвало. Мы уже как то однозначно "переросли" тот материал (напомню, что он был придуман 14 лет назад), да и среди публики не так много оказалось людей, кто ходил на наши концерты в 2000-м (хотя, конечно, есть и такие "ветераны"). Мы не прочь возвращаться к старому, но когда есть настроение, внутренняя потребность или уместность того или иного повода. Да, это хорошая практика вспоминать целиком альбомы, но я могу сказать, что и "Еще маленький" и "Ищу друга" исполняются на концертах большой своей частью. Возможно, это будет уместно сделать через несколько лет - когда юбилеи этих альбомов станут "круглыми". Пока же из первого, "желтого" диска в репертуаре уцелела одна композиция (а года три назад их было штук семь). Но иногда "они возвращаются", так что никаких гарантий, что мы не захотим исполнить их в следующем сезоне, нет и быть не может.

Играете ли вы концерты по заявкам, опрашивая загодя поклонников, что бы они хотели услышать живьем? Я бы в таком случае обязательно проголосовал за "Брюссельскую капусту". Всегда особенно радуюсь, когда она попадает в плейлист.

Да, конкретно "Капуста" регулярно исчезает из сет-листов и регулярно туда возвращается. Так что шансы услышать ее на ближайших выступлениях очень большие.

Я купил тот самый "один компьютерный журнал", к которому прилагался ваш новый ЕР. Надеялся на какие-нибудь пояснения в номере или на диске, но нигде ничего не сыскал. Как вы оказались в журнале? Почему группа никак не стала анонсировать свой новый релиз, а затем тихонько выложила его в интернет? Вам совсем надоели игры в шоу-бизнес? Можно же было сообщить новость парочке профильных музыкальных ресурсов, кинуть клич в социальных сетях и на своем сайте и получить намного больший отклик от критиков и слушателей.

Как бы это не прозвучало, нам нужно было самим самоутвердится с этой записью, меньше всего мы думали о релизах и прочей составляющей. Ведь мы впервые все сделали сами, без именитой студии, без авторитетного звукорежиссера (Ранее "грузовики" записывались на петербургской студии "Добролет" у режиссера Tequilajazzz Андрея Алякринского - Прим. "Ленты.Ру"). Первый раз за время всех студийных сессий мы не стали ничего "украшать", экспериментировать с аранжировкой или звучанием... Кроме того, стараниями Алексея Тараненко весь этот сакральный процесс был заснят и обнародован... Так что это, конечно, уникальное событие в нашей жизни.

Почему так? Наверное, потому что мы устали от атмосферы нагнетания пресс-релизов, анонсов, дутых пиар-акций и все остального. Захотелось эффекта, как в 80-х. Меломан приходит в ларек звукозаписи, где были кассеты "Кино-88", "Звуки Му - 89". И ему было совершенно неважно, как и где это издавалось, что вкладывали авторы в эти альбомы, их названия, оформление (которого, он кстати никогда и не видел). Ему нужна была музыка! И это самое важное... А все эти авторские концепции... Вот и мы решили от этого отказаться.

Никакой это не альбом, EP или сингл - это полная стилизация. Даже обложка подделана под "пиратское оформление", никакой концепции! Еще один маленький подарок самим себе и нашим слушателям. Почему с журналом? А это никак не противоречило нашим идеям. Какая разница, где случайно обнаружить песни, на файлоообменниках или внутри журнала? Тем более что тираж этого журнала 40000 экземпляров. Три года назад мы упрашивали разные издания выпустить альбом "Не Улыбаются", мимо рухнувших лейблов, приложением для чтения для своей интеллектуальной аудитории. И тут вот так все удачно вышло. А профильные музыкальные ресурсы тоже потихоньку начинают реагировать. Конечно, у некоторых из них есть некоторое недоумение и легкая обида - "почему не принесли нам в приемную?" Но с другой стороны, это имеет отличный эффект. Вместо пары дежурных строчек они разражаются эпическими эссе, и это прекрасно. Не будем лукавить - мы полностью удовлетворены таким эффектом. Люди смотрели фильм Леши, тут же "гуглили" - находили песни, кто-то не додумался этого сделать, а наше молчание только добавляло остроты ощущений. Такая вот игра. Можно сказать, что мы отсиживались в обороне и вылазили с редкими контратаками. И опять, как два с половиной года назад, это совпало с релизом Radiohead, вот только в отличие от англичан, которые проанонсировали появление альбома, мы решили действовать в секрете. В результате только ленивый не пнул Тома Йорка за такой "новый альбом", а с нас спросу нет - мы ничего не обещали.

Планирует ли еще группа выпускать альбомы? Будут ли они изданы на CD или только выложены в интернет?

Нет, мы более ничего не планируем, поскольку наши желания не находят должных воплощений. Мы будем действовать по ситуации. Будем наблюдать. Нам самим интересно, как эта ситуация разрешится. Конкретной потребности и финансов, чтобы самостоятельно выпускать тиражи CD, у нас нет.

Пробовали ли вы работать с онлайн-площадками вроде "Кругов" и "Thankyou", которые предоставляют музыкантам возможность торговать своим творчеством по схеме "плати, сколько хочешь"? Если да, увенчалось ли это каким-либо финансовым успехом?

Да, мы давно пробовали это делать, еще в 2005 году на нашем сайте были установлены "кошельки" для легальной скачки, где альбомы целиком можно было скачивать по одной песне за 10 центов, а альбом - аж
за целый доллар. За два с половиной года мы заработали 7 долларов. Или вот статистика по альбому "Живот" - за год его легально скачали 2 раза. Многие наши знакомые выкладывают свои песни на "Круги", но только от Тequilajzzz я слышал о каких-то более-менее серьезных деньгах. В нашем случае это, увы, не работает. Поэтому гораздо приятнее делится с людьми просто так, если мы имеем такую возможность. Сейчас она была, а завтра ее может и не быть, но конкретного выхода в данной ситуации я не вижу.

Каким вам вообще представляется будущее "грузовиков"? У вас есть стабильная фанатская база на постсоветском пространстве, но она с годами, кажется, сильно не увеличивается. В "Афише" вот уже успели попенять на это и чуть не причислили вас к потерянному поколению (хотя, какое поколение следует считать потерянным, это еще вопрос). Не думали вы, например, о пути "Детей Picasso", которые укатили в Европу и вполне себе там востребованы? Ведь иногда кажется, что музыка "грузовиков" лишь оттого до сих пор не повсеместно популярна в России, что слишком хороша для нее. А на Западе вы точно не потеряетесь.

Если бы мы могли видеть будущее, наверное, мы бы были более прагматичны. В "Афише" работают разумные люди, и им, конечно, со стороны виднее. В чем-то я согласен. Мы угодили в расщелину времен, я иногда явственно чую, что мы везде слегка опоздали, постоянно вскакивая на подножку последнего вагона. Три года "барахтались" на родине, успели сыграть на последних "Учитесь Плавать", пару лет были в "резерве" лайн-апа "Нашествий", а когда попали туда - поняли, что это совершенно не наша история, нам все время предписывали какую-то особенную нишу или чердак. Да, многое было по делу. Мы и сами чувствовали, что мы
группа явно "на любителя", но это не мешало нам получать удовольствие от своей музыки, наших гастролей и концертов, наших слушателей, которых не так уж много, но тем не менее - это очень приятная аудитория, которой мы гордимся.

"Заграница" - это хорошо, но это экзотика, эдакий невиданный фрукт, который не под силу разгрызть каждому. И это такой же миф, что там дескать все хорошо, а тут все плохо. Нас всегда тепло принимали за кордоном, в плане энергетики мы всегда оставались довольны друг другом, но вот смысловая нагрузка, естественно, разбивалась о стену языкового барьера, и это, конечно, очень серьезный минус. Ну и тут мы где-то припозднились. Нас все время хлопали по плечу, что-то обещали, но дальше разговоров дело не заходило.

Как вы вообще оцениваете музыкальную ситуацию в России и Украине? Растут ли сцены или наоборот стагнируют? Есть ли возможности для музыкантов проявить себя и обеспечить себе безбедное существование в этом бизнесе? Насколько вас увлекает нынешняя молодежь? Видна ли та шпана, что сотрет нас с лица Земли?

Ситуация крайне сложная. Не хочется быть пессимистом, но я мало вижу нового и интересного. Да, вырос индивидуальный уровень, да все используют современные и актуальные технологии, но до сих пор по пальцам можно перечислить интересных артистов, фестивали, клубы. Везде какие-то компромиссы и оговорки. Много бойкой молодежи, но стили в которых она играет, очень узко направлены, и их порой очень тяжело оценить людям другого слоя, возраста, в том числе и мне. Если какие то артисты появляются в поле зрения, то они уже отнюдь не мальчики, а вполне себе взрослые и опытные музыканты, в который раз начавшие с нуля свое восхождение на Олимп.

"Грузовики" растут с каждым релизом. Новые песни звучат мощнее, качественнее и взрослее своих предшественников. При этом в инструментарии вы опять вернулись к стандартной аскетичной схеме "голос-бас-барабаны" (хотя и там Слава умудряется выдавать заковыристые соляки). Это просто материал такой попался? Будут ли еще практиковаться всяческие звуковые нововведения, как то было на "Ищу друга" или "Не улыбаются"?

Сейчас мы начинаем работать над вторым альбомом "Негрузовиков". Вот там будут эксперименты со звуком полным ходом. Это пока все, что я могу сказать по поводу звука и инструментария, поживем - увидим.

На вашем прошлом "концертном" альбоме "Живот" появилась песня "Молодежи" в честь группы Sonic Youth, на свежей "Стилизации послевкусия" есть "Песня Марка" в честь группы Morphine. Вырисовывается красивая и своеобразная рок-энциклопедия. Нет желания сделать тематический целый цикл песен, этакую историю рок-н-ролла по версии "грузовиков"? Впрочем, с таким же успехом можно сделать антологию величайших футболистов, ведь у вас же есть песни про Чилаверта и дель Пьеро.

Еще можно услышать Nirvana, Portishead, кто-то слышит Tool, которые нам никогда не были близки. А есть песни вызывающие ассоциативный ряд с The Cure, New Order или Joy Division. Но это только верхушка айсберга. Палитра наших музыкальных вкусов чрезвычайно широка, и нам доставляет огромное удовольствие играть в эти игры. Но вот создавать циклы - уж увольте, пусть кто-то взвалит этот труд на свои плечи. А мы лучше просто поиграем.

Спасибо за беседу. До встречи на концерте!