Россия
12:46, 23 марта 2011

В Кабул за миром Медведев назначил своего спецпредставителя по Афганистану

Президент России Дмитрий Медведев учредил пост своего специального представителя по Афганистану и назначил на него Замира Кабулова, который в 2004–2009 годах был послом в этой стране, а сейчас занимает должность директора второго департамента Азии МИД РФ. Такой шаг Кремль объяснил стремлением обеспечить развитие российско-афганских отношений и содействовать международным усилиям по восстановлению мира в Афганистане. Кабулову предстоит координировать работу российских ведомств на афганском направлении.

В сообщении по поводу создания должности спецпредставителя президента по Афганистану особо подчеркивается большой опыт Замира Кабулова, которому предстоит выполнять эту функцию. Он работает в системе МИДа с 1970-х годов, лично знаком с нынешним президентом Афганистана Хамидом Карзаем и другими афганскими политиками с начала 1990-х, был послом. Это назначение понятно и возражений не вызывает. Интересно другое - какие перемены в политике Кремля в отношении Афганистана предвещает создание новой должности, которая, очевидно, будет иметь заметный вес благодаря опыту и связям Кабулова?

Основных выводов из произошедшего можно сделать два. Во-первых, Афганистан перемещается несколько выше в списке международных тем, которым уделяют внимание глава государства и российские власти в целом. До сих пор этой страной непосредственно занимался только посол Андрей Аветисян и дипломаты из соответствующего отдела МИДа.

Конечно, можно возразить, что само по себе назначение спецпредставителя президента по какой-либо стране не означает, что Москва будет предпринимать на соответствующем направлении сколько-нибудь заметные шаги. Например, назначение в декабре 2008 года председателя комитета Совета Федерации по международным делам Михаила Маргелова спецпредставителем президента РФ по Судану вовсе не привело к активным действиям Кремля на суданском направлении. 21 марта 2011 года Маргелов был назначен спецпредставителем по сотрудничеству со странами Африки, так ничем и не запомнившись в своей предыдущей должности.

Тем не менее, случай с Афганистаном явно отличается от истории с Суданом. Никто и не предполагал, что Москва действительно будет что-то предпринимать в отношениях с Хартумом, в то время как заинтересованность России в стабилизации Афганистана очевидна. Да и упоминание о том, что Кабулову предстоит координировать деятельность различных ведомств, косвенно свидетельствует о широких российских планах, поскольку пока координировать в этой стране Кремлю особо нечего.

Второй вывод, который можно сделать из создания должности спецпредставителя президента по Афганистану, состоит в том, что сотрудничество с НАТО и США на этом направлении планируется усилить. Об этом, собственно, прямо говорится в самом сообщении о назначении Кабулова, поскольку ему предстоит еще и содействовать "международным усилиям по восстановлению мирного, самостоятельного и процветающего Афганистана".

О том же свидетельствуют и слова российского министра обороны Анатолия Сердюкова, заявившего во вторник, 22 марта, что Россия заинтересована "в успехе коалиционных сил" в Афганистане. "Мы будем оказывать нашим американским коллегам содействие в обеспечении деятельности этой группировки, - заявил российский министр, слова которого приводит РИА Новости. - Если возникнут какие-либо новые потребности - будем готовы реагировать в конструктивном плане". Это заявление он сделал после встречи с министром обороны США Робертом Гейтсом, визит которого в Москву, кстати, совпал с обнародованием указа о создании должности спецпредставителя. "По Афганистану наши оценки во многом совпадают", - подчеркнул Сердюков.

Собственно говоря, если Москва намерена активнее включиться в работу по нормализации ситуации в Афганистане, нет никаких причин пытаться предпринимать какие-то шаги в обход международной коалиции.

Следует отметить, что активизации деятельности по помощи Афганистану и находящемуся там международному контингенту лежит как раз в русле внешней политики России, какой она видится президенту Дмитрию Медведеву. При нем готовность Кремля сотрудничать с Западом по внешнеполитической проблематике заметно выросла. Самые яркие примеры здесь - введение Москвой серьезных санкций в отношении Ирана и, конечно, отказ наложить вето на резолюцию Совбеза ООН, разрешающую начать военную операцию в Ливии.

Важно отметить и такой аспект - Россия напрямую увязывает содействие США по Афганистану с позицией Вашингтона в особенно чувствительных для Москвы внешнеполитических вопросах. В сентябре 2008 года, вскоре после войны в Грузии, Россия пригрозила закрыть свое воздушное пространство для самолетов НАТО, которые следуют в Афганистан, в случае если Североатлантический альянс продолжит проводить недружественную политику в отношении РФ. Об этом заявил как раз Замир Кабулов, который тогда был послом в Афганистане. Под "недружественной политикой", очевидно, имелась в виду однозначно прогрузинская позиция США и НАТО в грузино-российском конфликте.

Американские солдаты в Афганистане. Фото (c)AFP
Lenta.ru

С тех пор произошла "перезагрузка" российско-американских отношений, одним из ключевых аспектов которой является то, что Вашингтон фактически смирился с итогами войны в Грузии. Конечно, США не признают независимость Абхазии и Южной Осетии и продолжают настаивать на сохранении Грузии в прежних границах. Тем не менее, никаких реальных шагов в этом направлении американцы не предпринимают. Возможное вступление Грузии в НАТО обсуждается уже совсем не так активно, как прежде, а проблема вступления в альянс Украины (эта перспектива также сильно раздражала Москву) была вовсе снята с повестки дня после победы на президентских выборах Виктора Януковича. Таким образом, существовавших прежде препятствий для развития сотрудничества РФ с Западом по Афганистану больше нет.

Среди тем, которые поднимает Москва, когда речь заходит об Афганистане, особо выделяется борьба с потоком наркотиков из этой страны. В сообщении о назначении Кабулова опять же говорится о необходимости способствовать восстановлению Афганистана как "свободного от терроризма и наркопреступности" государства. В специальном заявлении, опубликованном на сайте российского посольства в Кабуле, подчеркивается, что усилия коалиции по борьбе с производством наркотиков в стране недостаточны. Опять же во вторник, когда стало известно о назначении Кабулова, глава ФСКН России Виктор Иванов на пресс-конференции в Вене в рамках заседания комиссии ООН по наркотическим средствам заявил, что от афганских наркотиков в мире за последние десять лет погибли более миллиона человек.

Так что среди мер, которые предстоит координировать Кабулову, очевидно, важное место займет борьба с производством наркотиков. Возможно, будут проведены совместные с американцами операции наподобие той, которая прошла в октябре 2010 года - тогда были уничтожены четыре лаборатории по производству наркотиков. Участвовали в этой операции сотрудники ФСКН, министерства внутренних дел Афганистана и американский спецназ.

Второе, чего опасается Россия, - это наплыв боевиков из Афганистана в РФ и Среднюю Азию в случае, если международная коалиция не сможет справиться с экстремистами в этой стране. 9 марта 2011 года Дмитрий Медведев подписал закон, санкционирующий транзит военных грузов США и их союзников в Афганистан через территорию РФ. Ранее стало известно, что Россия и НАТО договорились о поставке Афганистану 24 многоцелевых вертолетов Ми-17. Поставляла Москва оружие Кабулу и до этого. Возможно, у России найдется еще что-нибудь для повышения боевого потенциала афганской армии. Наконец, Владимир Путин в январе заявил о готовности российской компании "Интер РАО" инвестировать 500 миллионов долларов в линии электропередач на территории Афганистана. Три направления работы - антинаркотическое, военное и экономическое - вырисовываются вполне отчетливо.

< Назад в рубрику