Интернет и СМИ
21:54, 23 марта 2011

Спасибо туркам и главреду Кто захватывает и кто освобождает иностранных журналистов в Ливии

С начала гражданской войны в Ливии там погибли, пострадали или были задержаны десятки журналистов - как местных, так и иностранных. То, как захватывали и освобождали репортеров The Guardian, The New York Times и других изданий, многое говорит о ситуации, складывающейся в Ливии.

5 марта войска, верные Муаммару Каддафи, пошли на штурм города Аль-Завия - оплота повстанцев на западе страны, неподалеку от границы с Тунисом. Несколько дней город методично обращали в руины. Режим Каддафи запретил журналистам приближаться к нему, но многие из них, разумеется, запрет проигнорировали. 7 марта при попытке пробраться в Аль-Завию были задержаны Ферас Киллани, Гоктай Коралтан и Крис Кобб-Смит, работающие на "Би-Би-Си". Лояльные Каддафи сотрудники спецслужб доставили их в некую казарму в столице Ливии Триполи, где их почти сутки систематически избивали. К вечеру 9 марта журналисты были освобождены и покинули Ливию. "Би-Би-Си" не стала уточнять, как ей удалось добиться освобождения своих сотрудников.

В первые дни операции в Аль-Завии туда попытались проникнуть со стороны Туниса корреспондент британской The Guardian Гаит Абдул-Ахад (уроженец Ирака, успевший поработать и там, и в Афганистане, и в других горячих точках) и бразильской Estado Андрей Нетто. Редакции потеряли с ними связь. 9 марта Estado сообщила, что, по неофициальным данным, они задержаны солдатами Каддафи. Нетто был освобожден уже 10-го, Абдул-Ахад остался под стражей.

У режима Каддафи вообще особые отношения с газетой The Guardian, в которой работает Гаит Абдул-Ахад. 8 марта была опубликована статья корреспондента издания в Ливии Питера Бомонта, содержащая уничтожающую критику информационной политики правительства. Из нее следовало, что Каддафи и его сторонники держат иностранных журналистов за идиотов, регулярно безо всякого повода задерживают, запугивают и избивают их, постоянно норовят всучить им откровенное вранье. К тому же лично полковник Каддафи обвинил Запад и отдельным пунктом Великобританию в стремлении "вернуть колониализм", и это обвинение автоматически было распространено на журналистов британских изданий.

Для освобождения Абдул-Ахада The Guardian подняла все имеющиеся связи: "Министерство иностранных дел, правительство, спецслужбы, венесуэльцы, турки, мальтийцы - все подряд", - перечислял впоследствии главный редактор издания Алан Расбриджер. 12 марта ему удалось связаться с Сейфом аль-Исламом Каддафи, сыном и ближайшим помощником ливийского диктатора. Тот заявил, что ничего не знает о ситуации с Абдул-Ахадом.

Ранним утром 15 марта Расбриджер лично прилетел в Триполи, чтобы освободить своего сотрудника. Он добирался через Каир, где к нему присоединился редактор ближневосточного отдела The Guardian Иэн Блэк. В это время мировые лидеры уже активно обсуждали вмешательство в гражданскую войну в Ливии, уже звучали слова "бесполетная зона", так что дело было очень спешное. Расбриджер целые сутки вел переговоры с представителями Сейфа и Саади Каддафи, двух сыновей, советников и потенциальных преемников диктатора, контролирующих, помимо прочего, самые боеспособные воинские соединения, сохранившие ему верность. Впоследствии выяснилось, что переговоры вел не он один. "Оказалось, что важным закулисным игроком была Турция, - рассказал Расбриджер. - У них этот вопрос рассматривался на уровне премьер-министра и администрации президента".

Энтони Шадид, Стивен Фаррел, Линси Аддарио и Тайлер Хикс на снимке с послом Турции в Триполи. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В течение этого тяжелого дня Расбриджер узнал, что в Ливии пропали четверо журналистов американской газеты The New York Times: Энтони Шадид, Стивен Фаррелл, Линси Аддарио и Тайлер Хикс. Это весьма заслуженные люди: Аддарио - знаменитый фотограф, Шадид - двукратный лауреат Пулитцеровской премии, Фаррелл в свое время побывал в плену у талибов (с операцией по его освобождению был связан скандал - вскрылась несогласованность действий коалиционных войск в Афганистане), Хикс чего только не повидал, работая в горячих точках от Судана до Чечни. Выяснив, что эти четверо также удерживаются сторонниками Каддафи, Расбриджер тут же связал главного редактора The New York Times Билла Келлера с представителями Сейфа Каддафи. "В таких случаях всегда труднее всего найти кого-нибудь в стране, кто в курсе дела и готов им заняться", - пояснил Расбриджер.

Утром 16 марта ливийские спецслужбы передали Гаита Абдул-Ахада с рук на руки Алану Расбриджеру. Вскоре главный редактор The Guardian вместе с Абдул-Ахадом и автором той самой разоблачительной статьи Питером Бомонтом улетели из Ливии на самолете, предоставленном опять-таки Турцией. На следующий день Совет безопасности ООН проголосовал за создание над Ливией бесполетной зоны, а вслед за тем международная антикаддафиевская коалиция начала в стране военную операцию.

Освобождение и эвакуация из Ливии журналистов The New York Times из-за этой операции сильно осложнились. Журналисты провели в заточении шесть дней, из них два - у солдат, которые захватили их близ города Адждабия на востоке страны во время боя с повстанцами. Солдаты били их, связывали настолько туго, что отнимались руки, Линси Аддарио подвергали сексуальным унижениям (некоторые СМИ сообщали, что она была изнасилована, но ее собственный рассказ это не подтверждает). Когда Аддарио, Шадида, Фаррелла и Хикса доставили в Триполи и передали спецслужбам, издевательства прекратились. Им удалось связаться с редакцией, которая уже сбилась с ног, разыскивая их.

Среди множества бытовых деталей плена, которые журналисты сообщили в своем пространном очерке в The New York Times, есть одна забавная: в комнате, где их держали, имелись книги - двухтомный немецко-арабский словарь и пять пьес Шекспира. Полковник Каддафи в свое время внес весомый вклад в литературоведение, заявив, что Шекспира на самом деле звали шейх Зубейр и был он арабом. Так что творчество Барда в Ливии тоже, оказывается, в почете.

Ситуация осложнялась тем, что США еще в феврале закрыли свое посольство в Ливии, в Триполи находился только консул. Требования ливийцев, чтобы за журналистами приехал посол, было отвергнуто. Тут снова посредническую роль исполнили турецкие дипломаты. 21 марта сотрудники The New York Times были переданы турецкому послу Левенту Шахинкае. Турки довезли журналистов до границы, и вскоре они отправились на родину.

Турция в ситуации в Ливии вообще занимает особую позицию. С одной стороны, она член НАТО и поддержала эмбарго на поставку оружия режиму Каддафи. Президент страны Абдулла Гюль призвал диктатора уйти в отставку, заметив, что "правители, угнетающие свой народ, не могут оставаться у власти". Вместе с тем, и Гюль, и турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган раскритиковали военную операцию в Ливии, обвинив участников коалиции в беспринципности ("Те, кто только вчера были ближе всего к диктаторам и стремились использовать их, сегодня ведут себя неумеренно и вызывают подозрение в наличии тайных замыслов", - сказал Гюль) и подчеркнув, что в Ливии может повториться иракский сценарий. Турция не прервала дипломатических отношений с джамахирией Каддафи, что и позволяет ей выступать посредником в подобного рода ситуациях.

19 марта близ той же Адждабии были захвачены еще три иностранных журналиста: Дэйв Кларк и Роберто Шмидт из Agence France-Presse и Джо Рэдл из Getty Images. Гендиректор AFP Эммануэль Хоог обратился напрямую к Муаммару Каддафи, и 23-го репортеры были освобождены.

Что характерно, иностранные журналисты вообще не жалуются на то, как с ними обращаются повстанцы. Все их претензии адресованы сторонникам Каддафи.

< Назад в рубрику