Культура
19:12, 29 марта 2011

Шедевр за стольник Коллекционер-любитель "нашел" первую картину Сезанна

Отделы культуры британских газет снова взволнованы: их соотечественник нашел картину, которая может оказаться самой ранней из известных работ Поля Сезанна. Специалисты вроде бы уже узнали руку мастера, и в воздухе запахло миллионами... Впрочем, обо всем по порядку.

Вот история в пересказе англоязычных журналистов. Некий британец, пожелавший сохранить имя в тайне, несколько лет назад зашел в антикварный магазин в Нортгемптоне, где его внимание привлек пейзаж - изображение берега реки с тропинкой, деревьями и небольшим домиком. Если быть совсем честным, покупателя привлекла не столько сама картина, сколько ее изящная позолоченная рама. Британец отдал за работу, как сам он утверждает, точно не более сотни фунтов, принес домой, отправил на чердак и позабыл о ней на некоторое время.

Снова он обратил внимание на свое приобретение в 2010 году. Разглядывая картину, безымянный счастливчик заметил подпись в углу, которая гласила "Поль Сезанн". Владелец сравнил подпись с сезанновскими автографами, которые нашел в художественных альбомах - и они будто бы оказались очень похожими.

Уже одного этого достаточно было бы для того, чтобы привести везучего покупателя в восторженное состояние. Однако на картине была еще и дата - 1854 год. Поль Сезанн родился в январе 1839 года, в 1854-м ему было пятнадцать, он учился в коллеже Бурбон вместе с Эмилем Золя. Это значит, что картина может оказаться самой ранней из известных работ будущего великого постимпрессиониста, что возносит ее ценность до небес.

Во всей этой идиллии для владельца картины есть лишь один неприятный момент: для того, чтобы удостовериться в авторстве Сезанна, одного его энтузиазма мало. Для начала анонимный британец заручился поддержкой Тима Конрада (Tim Conrad), владельца аукционного дома Wilfords of Wellingborough. "Когда к тебе приходит человек и говорит, что принес Сезанна, ты обычно думаешь 'Ага, конечно', - поделился Конрад с падкой на сенсации газетой The Daily Mail. - Но когда я изучил мазок на этой картине, я понял, что ее нарисовал очень искусный художник".

Не только мазок напомнил эксперту о Сезанне; само изображение оказалось во многом сходным с ранними сельскими пейзажами художника. Конрад посоветовал владельцу поговорить с более компетентным специалистом, однако не удержался от предварительных оценок: "Сорок миллионов фунтов, если не больше, крупное событие в мире искусства". Действительно, одна картина Сезанна входит в десятку самых дорогих произведений, когда-либо пущенных с молотка: в 1999 году за натюрморт заплатили 38 миллионов фунтов, а за прошедший период цены на арт-рынке только росли.

Однако далее для владельца все складывалось менее удачно. Он обратился к сотрудникам Национальной галереи в надежде, что они подтвердят его самые радужные подозрения. Однако те сказали, что ничем не могут помочь. У картины, купленной чуть ли не в лавке старьевщика, не оказалось чрезвычайно ценной с точки зрения искусствоведов вещи: провенанса, истории смены владельцев, которая могла бы подкрепить версию об авторстве произведения. Самостоятельно проследить провенанс для потенциального Сезанна эксперты не взялись. А раз специалисты отказываются ответственно говорить об авторе картины, то никто за нее не заплатит сорока миллионов фунтов: решение вопроса о цене откладывается до лучших времен.

Но это решительно не устроило безымянного владельца картины, который уже мысленно отдал часть вырученной от ее продажи суммы на благотворительность (и не забыл про себя). Он твердо решил не сдаваться и пообещал добиться (положительного) ответа на свой вопрос любым способом. Горе-коллекционер уже собирается во Францию искать натуру, с которой написан пейзаж, в надежде таким образом связать картину с Сезанном. "Там же стоит подпись! - горячится владелец. - Кто станет прикреплять эмблему 'Мерседеса' на велосипед?" И действительно, кому надо подделывать Сезанна, недоумевают язвительные журналисты издания ArtInfo.

Конечно, удивительное происшествие с анонимным жителем Нортгемптона можно рассматривать как историю о несовершенстве искусствоведческой науки: и правда, как это специалисты, получающие свои деньги в одном из лучших музеев мира, не смогли сходу сказать, Сезанн это или не Сезанн. Однако, кажется, предпочтительнее рассматривать это как историю о несовершенстве человеческой природы. Конечно, к чему должен стремиться человек, живущий в мире, где раз в две недели в какой-нибудь газете обязательно появляется статья о найденном на чердаке забытом шедевре великого Леонардо (Микеланджело, Рафаэля, Донателло, сумма прописью)? Случайно купить на распродаже картину - ну хотя бы Сезанна (говорят, это парень, который был между импрессионизмом и кубизмом). Потом продать ее. И больше уже никогда не работать!

< Назад в рубрику