Правозащитники во главе с Людмилой Алексеевой и Львом Пономаревым решили отказаться от практики проведения регулярных митингов в защиту Конституции на Триумфальной площади. Они сочли, что в год парламентских выборов есть задачи и поважнее. Поэтому они будут митинговать "За честные выборы", но уже не на Триумфальной, а в перспективе и не по 31-м числам. Автор "Стратегии-31" Эдуард Лимонов от своих принципов не отрекся и намерен прийти именно на Триумфальную. Как всегда, 31 числа, в 18:00.
Заявление правозащитников, сделанное в преддверии традиционной акции в защиту Конституции, прозвучало вполне ожидаемо. Во-первых, поскольку они изначально согласовывали митинг 31 марта не на Триумфальной площади, а на Пушкинской. Людмила Алексеева хотела попробовать согласовать еще и шествие по Тверской площади между двумя этими пунктами, однако надежды на проведение марша по центру города давно выглядят призрачными. В результате, как и ожидалось, мэрия выдала разрешение на проведение только митинга на Пушкинской.
Во-вторых, потому что Пушкинская площадь и ранее фигурировала в качестве запасного аэродрома для оппозиционеров. В июне 2010 года, после акции 31 мая, закончившейся задержаниями, некие "посредники", которые назвались представителями президента, предложили такой вариант согласования следующего митинга. К тому моменту власти не разрешили уже 10 митингов кряду. "Посредники" предложили перенести акцию 31 июля на Пушкинскую площадь, а в обмен пообещали 31 августа отдать уже Триумфальную площадь. Такое чередование, по их словам, позволило бы власти "не потерять лицо". Переговоры велись со всеми тремя заявителями - Эдуардом Лимоновым, Людмилой Алексеевой и координатором "Левого фронта" Константином Косякиным. Все трое такое предложение отклонили.
"Я призываю к единству места действия и времени действия, раздвоение работает против нас и на власть. Только Триумфальная и только 31-е числа", - написал тогда Эдуард Лимонов.
В середине июля 2010 года, когда пришло время согласовывать митинг, стали появляться сведения о том, что власти готовы разрешить акцию, если среди заявителей не будет Лимонова. Политик Борис Немцов рассказал, что к нему обращались некие люди из администрации президента и предлагали подать заявку на мероприятие единолично в обмен на его согласование. Он отказался. Аналогичные предложения, по сведениям Граней.Ru, поступали также Пономареву и Алексеевой, но они эту информацию опровергали.
В конце июля, за неделю до традиционного митинга, Людмила Алексеева вместе с правозащитником Сергеем Ковалевым неожиданно заявили, что согласны подать заявку без Лимонова. Вернее, по их замыслу, следовало подать два уведомления - одно с фамилией автора "Стратегии-31", другое - без. Лимонов узнал об этом заявлении в интернете и откликнулся на него гневной отповедью, заявив, что "власть хочет от оппозиции в обмен на одноразовый выход на Триумфальную, жеста покорности и повиновения". Кроме того, он рассказал, как все трое заявителей 14 июля встречались с уполномоченным по правам человека в Москве Александром Музыкантским и тот, от имени властей, заявил, что митинг 31 июля будет согласован только, если в списке заявителей не будет Лимонова. В итоге заявку на июльский митинг подали все трое - Лимонов, Алексеева, Косякин. Акцию не согласовали.
А в августе Триумфальную и вовсе закрыли на реконструкцию и запретили проведение там любых массовых мероприятий. Тем не менее, на 31 августа акция в защиту Конституции состоялась, поскольку запреты уже давно были не в новинку, а ходить на Триумфальную по 31-м числам стало попросту модно. Чего стоит номер "Афиши" с числом "31" на обложке, пусть официально и посвященный "Пикнику", который проходил в тот же день.
В период согласования октябрьской акции между организаторами произошел конфликт. Людмила Алексеева пошла на компромисс с властями и согласилась ограничить число участников. Лимонов и Косякин на такие уступки идти отказались, в результате чего 31 октября на Триумфальной по сути состоялось два митинга. На огороженной территории за памятником Владимиру Маяковскому проходило согласованное мероприятие, а сторонники непримиримого Лимонова попытались устроить акцию рядом с концертным залом имени Петра Чайковского. Правда, под конец разрешенного митинга участники прорвали милицейское оцепление и воссоединились, устроив настоящий "марш несогласных" по Садовому кольцу.
Следующие акции - 31 декабря 2010 года и 31 января 2011 года - Алексеевой также удалось согласовать, а Лимонов получал отказ. Причем оба раза он даже не добрался до площади, поскольку 31 декабря его задержали у собственного дома, впоследствии приговорив к 15 суткам за хулиганство, а 31 января поймали на Тверской улице - по пути к Триумфальной.
Как видно, три раза подряд правозащитники согласовывали митинги на Триумфальной площади, однако акцию 31 марта они решили провести на Пушкинской, объяснив это тем, что в этом случае на мероприятие соберется больше участников. "Мы не хотим, чтобы было противостояние", - пояснила Алексеева в беседе с "Интерфаксом". Чем руководствовалась правозащитница, принимая такое решение, неясно, потому что противостояния между участниками согласованных и несогласованных митингов никогда не было. Также непонятно, как на акцию на Пушкинской может прийти больше людей, чем на разрекламированную Триумфальную.
Так или иначе, решение было принято, и Лимонов достойно принял этот удар. Если летом и в сентябре он реагировал крайне эмоционально, обвиняя Алексееву в предательстве и всех смертных грехах, то сейчас он лишь сказал: "Я никаких дерзостей произносить не стану. Если они так решили, мне это решение кажется разумным". По его словам, акция на Триумфальной пройдет, несмотря ни на запрет мэрии, ни на то, что правозащитники уйдут на Пушкинскую митинговать "За честные выборы".
Помимо смены места проведения своих митингов, Алексеева намерена изменить и даты, то есть отказаться от 31-го числа, поскольку оно есть не в каждом месяце. Проводить митинги за честные выборы она планирует ежемесячно. По предварительным планам, ближайшее мероприятие пройдет 9 апреля.
Алексеева права, говоря, что в России есть важные вещи и помимо 31-й статьи Конституции. Однако именно митинги по 31-м числам впервые за последние годы создали по-настоящему массовое внепартийное и внеидеологическое движение. На площадь стали выходить не только завсегдатаи любых оппозиционных мероприятий, но и люди, которые до недавнего времени были аполитичны. Во многом, это было достигнуто благодаря постоянному месту и постоянному времени. Поэтому выглядит неразумным отказ от традиции "Стратегии-31". Вряд ли правозащитные митинги, которые будут проходить в разных местах и в разное время, станут такими же успешными, как мероприятия на Триумфальной, которые уже прочно вошли в моду.