В конце марта в Москву прибыла делегация из дружественной Абхазии обсуждать очертания государственной границы между Российской Федерацией и республикой Абхазия, чью независимость, наряду с Венесуэлой, Никарагуа и Науру, Россия признала еще в 2008 году. Взгляды Москвы и Сухуми на межгосударственную границу неожиданно серьезно разошлись.
Перед началом заседания двухсторонней комиссии по демаркации и делимитации госграницы по Абхазии поползли слухи о претензиях России на 20 процентов территории Гагрского района. Как рассказал "Апсныпресс" главред абхазской "Чегемской правды" Инал Хашиг, в парламент Абхазии недавно поступил документ, в котором Россия предъявила претензии на 160 квадратных километров земли, прилегающей к озеру Рица. Якобы здесь "российские толстосумы хотят построить новый Лас-Вегас для развлечения гостей сочинской Олимпиады", сообщало "Эхо Кавказа".
Сам Хашиг, впрочем, уверен, что Россия специально сделала заявку на крупный кусок Абхазии перед началом переговоров, чтобы потом в качестве компромиссного решения заполучить правую часть села Аибга. Так, вице-спикер парламента Абхазии Ирина Агрба рассказала "Росбалту", что в российском проекте абхазская часть Аибги относится к России и что абхазскую сторону это не устраивает. Она даже назвала эту проблему "определенной проверкой доверительных и дружественных отношений" между Москвой и Сухуми.
Сейчас граница между Россией и Абхазией проходит ровно через Аибгу по реке Псоу, делящей расположенное на обоих берегах село надвое. Однако такой вариант границы вызывает споры.
Претензии России подтверждаются тем, что еще во времена Российской империи в 1904 году часть нынешнего Гагрского района была присоединена к Черноморской губернии, в то время как остальная часть современной Абхазии осталась в Сухумском округе. "Русские тогда специально отделили от Грузии Гагру и Пицунду", - рассказал газете "Резонанси" руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе.
В то же время грузинский эксперт напоминает, что на правом (российском) берегу Псоу как до прихода русских, так и сейчас живут абхазы. "Не только эта территория, но и примыкающая к ней Красная Поляна, Сочи и Адлер были населены шапсугами и джиками, родственными племенами абхазов. По этому принципу, абхазы свободно могут утверждать, что это их территория", - заключает Арешидзе.
Путаница с принадлежностью села Аибга только усилилась при советской власти, в первые годы которой северо-западную границу Абхазии не раз меняли. Так, сочинская газета "Черноморская здравница" пишет, что 12 апреля 1929 года административная граница РСФСР была утверждена по реке Псоу, хотя Аибга осталась в составе Сочинского района.
Однако в Сухуми ссылаются на устройство границ в другой период советской власти, когда граница между Абхазской автономной республикой в составе Грузинской ССР (с 1931 года) и РСФСР проходила как раз по реке Псоу, так что село одной своей половиной располагалось по одну, а другой - по другую сторону границы. В мае 2010 года парламент Абхазии принял закон о госгранице республики, где говорится, что "госграница Республики Абхазия до ее оформления в международно-правовом отношении определяется: вдоль сухопутной границы с Российской Федерацией - по границе Абхазской АССР, закрепленной законодательными актами бывшего СССР".
Постановление ЦИК СССР, по которому Аибга была целиком российской, никто не отменял, но абхазские претензии на село признаются даже в постановлении мэра Сочи "Об утверждении описания границ Сочи и внутригородских районов". Подписанный в 2001 году документ включает в состав приграничного с Абхазией Адлерского района города только правобережную часть Аибги.
Подтверждает абхазскую точку зрения и то, что в 1992 году во время абхазско-грузинской войны Россия решила (вероятно, по тактическим соображениям) выставить пограничные войска по правому берегу реки Псоу.
Официальные власти Абхазии пока крайне скупо высказываются про Аибгу, не желая заранее нагнетать обстановку. Глава абхазской делегации Валерий Кварчия высказывается предельно дипломатично, а официальную позицию Сухуми "Интерфаксу" представил 30 марта утром посол Абхазии в России Игорь Ахба. "Никакого спора нет, - сказал дипломат. - Стороны просто обозначили свои позиции". Он добавил, что по итогам этой рабочей встречи документы подписываться не будут.
Президента Абхазии Сергея Багапш можно понять. Исполнение бюджета Абхазии зависит от России. Так, в 2010 году Москва обещала выделить Сухуми 10,8 миллиарда рублей в течение 3 лет, а бюджет Абхазии на 2011 год составляет меньше 4,5 миллиарда рублей. В Гудауте после войны с Грузией находится российская военная база с 1,7 тысячи солдат, российские пограничники совместно с абхазами охраняют границу с Грузией.
Ссориться с Россией Багапш, недавно переизбранный на второй срок, просто не может себе позволить. При этом в самом абхазском обществе к территориальным уступкам относятся болезненно. Хашиг уверен, что даже потеря села Аибга может привести "к дестабилизации в стране и, возможно, к отставке президента". "Но если он не уступит, Россия может тоже обидеться, и тогда у Багапша тоже возникнут проблемы", - считает журналист.
Слова Хашига подтверждает заявление оппозиционного Форума народного единства Абхазии, возглавляемого экс-кандидатом в президенты Абхазии Раулем Хаджимбой. "Любые посягательства на территориальную целостность Республики Абхазия, от кого бы они ни исходили, безусловно, будут расценены нашей общественностью как антиконституционные, антиабхазские деяния, со всеми вытекающими из этого необратимыми политическими последствиями", - предупреждает абхазская оппозиция.
Стоит ли село с населением 127 человек, куда и нормальной дороги-то нет, испорченных отношений с Абхазией? Объективных причин ответить "да" на сегодняшний день не видно. В Москве в любом случае пока хранят молчание.
Россия, которая в августе 2008 года защитила Южную Осетию от грузинской агрессии (Абхазия воспользовалась этим и вытеснила грузинские войска из Кодорского ущелья), вскоре признала независимость Цхинвали и Сухуми, чем вызвала уважение и любовь местного населения. Однако если осетины едва ли не полностью зависят от России, то Абхазия с ее выходом к морю претендует на большую самостоятельность.
Шероховатости в отношениях двух стран возникали и раньше. Например, абхазам не нравится, что россияне в обход абхазских законов активно скупают недвижимость вдоль берега Черного моря. В частности, скандал вызвало поручение премьера Владимира Путина Федеральной службе охраны и МИД РФ подписать соглашение с Абхазией о передаче в собственность России абхазских объектов общей площадью более 600 гектаров земли, в том числе дачу Сталина, Горбачева и Берии.
Поэтому, если грузинский политолог Ивлиан Хаиндрава и преувеличивает, говоря, что "в Абхазии поймут, что север (Россия) может быть более опасен, чем юг (Грузия)", то ненамного.
P.S. За территориальными спорами Москвы и Сухуми очень внимательно наблюдают и в Тбилиси. Ведь, если шанс вернуть в свое лоно Абхазию у Грузии еще остается, то отторгнутые Россией территории - едва ли. Официальному Тбилиси ничего не остается, как называть споры России и Абхазии незаконными, а потому абсурдными. "Никакой так называемой государственной границы между Россией и Абхазией не существует", заявила на брифинге 28 марта заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе.