Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов подал в отставку: именно с такой новостью вышли 30 марта первые полосы ведущих деловых газет. Официального подтверждения эта информация пока не получила, но сомневаться в компетентности источников "Коммерсанта" и "Ведомостей" не приходится: вокруг ФСФР за последние несколько месяцев произошло столько всего, что отставка участниками рынка если не ожидалась, то, по крайней мере, предполагалась.
Формально Владимир Миловидов все еще возглавляет ФСФР. Сам он ситуацию вокруг своей возможной отставки пока не комментирует, но источники газеты "Коммерсантъ", а также агентства Reuters утверждают, что прошение об увольнении уже принято. Источники "Ведомостей", впрочем, в этом не уверены: они заявляют, что последнее слово остается за премьер-министром Владимиром Путиным и он этого слова еще не сказал. Хотя думается, что в решении о смене руководителя ФСФР важную роль мог сыграть и президент Дмитрий Медведев. Обычно он в ситуацию в правительстве не вмешивается, но тут дело другое: от Федеральной службы по финансовым рынкам во многом зависит то, как успешно будет реализовываться проект создания международного финансового центра в Москве. "Коммерсантъ" называет этот проект одной из основных идей Дмитрия Медведева и даже "одним из элементов предвыборной кампании".
Однако если предположить, что международный финансовый центр в Москве - это часть предвыборной кампании, то тогда придется признать, что кампания эта началась не сегодня, и не вчера, и даже не в прошлом году: идея МФЦ обсуждается чиновниками уже много лет. В контексте ФСФР нас интересует только одна часть этого проекта: создание на российском рынке мегарегулятора.
В России до недавнего времени банковским надзором занимался ЦБ, присмотром за финансовыми рынками - ФСФР, страховщиками - Росстрахнадзор, аудиторами - Минфин. Чиновники различных ведомств и депутаты давно размышляли над тем, чтобы объединить все надзорные функции в одном органе. Так, помощник президента Аркадий Дворкович в конце ноября 2010 года вспоминал, что эта идея обсуждалась еще когда он был заместителем министра экономического развития, то есть в начале 2000-х годов.
В 2008-м и 2009-м годах в Госдуму уже вносился законопроект о мегарегуляторе, который бы не подчинялся ни правительству, ни Центробанку, ни органам федеральной или региональной власти. Оба законопроекта "прокатили": депутаты сочли, что они противоречат Конституции. В главном законе страны говорится о принципе разделения властей, а мегарегулятор, если он не будет никому подчиняться, не впишется в систему органов власти.
Тем не менее, идея мегарегулятора никуда не делась, ведь такое ведомство способствовало бы созданию единых принципов регулирования в финансовой отрасли и повысило бы эффективность надзорных органов.
В 2010 году за дело, наконец, взялся Минфин, который предложил для начала объединить ФСФР и Росстрахнадзор. Идея, которую высказали представители министерства Алексея Кудрина, была выгодна прежде всего самому Минфину. Дело в том, что ФСФР подчиняется непосредственно правительству, а Росстрахнадзор - министерству финансов. Чиновники же предложили объединять два органа под началом Росстрахнадзора и даже придумали новому ведомству название: Федеральная финансовая служба. Если бы проект был одобрен, то Минфин смог бы перетащить к себе управление практически всеми финансовыми рынками.
Однако сделать так, как изначально планировал Минфин, не получилось. Законопроект, предложенный ведомством Кудрина, был в конце 2010 года раскритикован, после чего был разработан новый. В январе 2011 года Минфин предложил объединять два ведомства уже на базе ФСФР, но передать нормотворческие инициативы этого ведомства самому Министерству финансов.
Владимир Миловидов, глава ФСФР с мая 2007 года, в целом согласился с инициативой Минфина, однако более важной для создания первого образца мегарегулятора стала не благосклонность со стороны Миловидова, а одобрение законопроекта президентом Дмитрием Медведевым. Он объявил о решении объединить два ведомства в самом конце января, а в начале марта подписал указ об их слиянии.
Тут-то и встал вопрос о том, кто возглавит обновленную ФСФР. По словам источников "Ведомостей", с которыми газета общалась в начале марта, чиновники решили не трогать существующую иерархию в ФСФР до мая - именно тогда должна закончиться процедура объединения. Что пошло не так и почему Миловидов подал в отставку на месяц раньше, неизвестно.
Очевидно, что если один из руководителей двух ведомств, которые объединяются, уходит со своего поста, то фаворитом на должность главы нового органа становится второй. До начала 2011 года Росстрахнадзор возглавлял Александр Коваль, однако деловая пресса не рассматривает его в качестве возможного сменщика Миловидова.
И "Коммерсант", и "Ведомости", и агентство Reuters утверждают, что новым руководителем ФСФР станет заместитель министра финансов Дмитрий Панкин. В последние годы его влияние в Минфине было довольно значительным: он занимался и внешним долгом, и реформированием Стабфонда. Если это назначение действительно произойдет, то тогда станет понятно, почему Минфин так легко согласился отдать Росстрахнадзор в ведомство, которое будет подчиняться не ему, а правительству: во главе ФСФР будет "свой" для Алексея Кудрина человек.
Что касается Миловидова, то его судьба пока неизвестна. Опыт последних лет показывает, что финансисты из среды чиновников легко находят себе работу в бизнес-структурах. Достаточно вспомнить предшественника Миловидова на посту главы ФСФР Олега Вьюгина, который в 2007 году ушел в МДМ-Банк и до сих пор там работает. А в середине марта 2011 года стало известно, что начальник экспертного управления президента Илья Ломакин-Румянцев (бывший глава Росстрахнадзора) уйдет из аппарата Медведева, чтобы занять должность в "Росгосстрахе".
Однако случай с Миловидовым может оказаться не таким простым. "Коммерсантъ" особо подчеркивает, что у нынешнего главы ФСФР существуют конфликты как с Минфином, так и с участниками рынка. Резонансными делами последнего времени стали отзывы лицензий ФСФР у Центрального московского депозитария (ЦМД) и спецдепозитария "Иркол": обе частных структуры попытались (с разной степенью успешности) оспорить эти решения в суде, а Минфин, как указывает "Коммерсантъ", открыто взял сторону ЦМД.
Кроме того, стоит вспомнить и вызвавшее резонанс заявление Владимира Миловидова в середине 2010 года, когда решался вопрос о продаже 10 процентов биржи РТС Европейскому банку реконструкции и развития. ФСФР открыто выступила против этой сделки, а Миловидов заявил, что продавец (КИТ-Финанс) продемонстрировал "корпоративный эгоизм". Почему иностранцев нельзя было допускать к РТС, так и осталось непонятным, но уже в 2011 году РТС договорилась об объединении с ММВБ.
Учитывая все вышеперечисленное, Миловидов, почти не имеющий опыта работы вне правительства, в бизнесе может себя и не найти. Тогда, скорее всего, он продолжит оставаться чиновником в каком-нибудь ведомстве подальше от Минфина.