Новости партнеров

МММ, кино

Создатели фильма "Пирамммида" романтизировали образ Мавроди

29 марта 2011 года в Москве состоялся премьерный показ фильма "Пирамммида". По заявлениям создателей картины, лента основана на реальных событиях, а именно - на организации финансовой пирамиды "МММ" неким никому не известным частным лицом. Полученная лента не только удачно воссоздала атмосферу "лихих девяностых", но и романтизировала образ Сергея Мавроди, по поводу которого, кстати, единого мнения у россиян нет до сих пор: одни его считают гением, а другие - фантастическим жуликом.

Автором идеи "Пирамммиды" и одним из продюсеров картины стал Сергей Ливнев, известный как продюсер и сценарист "Ассы", а также продюсер "Страны глухих" и (из современного) - фильма "Служебный роман. Наше время". В сопроводительных материалах к "Пирамммиде" говорится, что Ливнев благодаря дружбе с режиссером рекламных роликов "МММ" Бахытом Килибаевым смог одним из первых прочитать тюремные рукописи Мавроди. Режиссером выступил Эльдар Салаватов, для которого "Пирамммида" стала третьей по счету картиной после фильмов "Антикиллер Д.К: Любовь без памяти" и "Семейка Ады". Снимали ленту по большей части в Минске.

Сама по себе идея создать фильм про крупнейшую российскую финансовую пирамиду "МММ" неплохая, учитывая, сколько людей в начале девяностых вложилось в "билеты" Мавроди и какой потом все это дело получило резонанс. Так что на зрительский интерес к картине можно было рассчитывать сразу.

Несмотря на это, а также на появление в декабре 2009 года на сайте фильма бодрого сообщения, что съемки завершены, с выходом картины в прокат все как-то затянулось. Предполагалось, что она дойдет до зрителя в апреле 2010 года, однако потом выход отложили на год. Даже сейчас окончательная дата выхода фильма на экран как-то расплывчата: на сайте написано, что это произойдет 7 апреля, а в кинотеатрах сообщают о 14 апреля. Впрочем, учитывая неоднозначность поднятой темы, можно считать эти "непонятки" очередной фишкой "Пирамммиды".

Что же получилось в результате? А получилось кино с добротно закрученным сюжетом, где с первых кадров накал страстей ничуть не уступает "Звездным войнам" (экранному тексту с описанием ситуации в России перед созданием "МММ", так вообще, только и не хватало, что уплывать желтым потоком в звездную даль). Итак, начало 1990-х, Россия, социализм "уже разрушен", капитализм "еще не наступил", а в стране идет массовая приватизация. При этом у простого народа денег нет, а есть они только у нескольких банков, "приближенных к властной верхушке". Иностранцев на аукционы не пускают, а банки скупают "все лучшее, что есть в экономике".

И тут неожиданно некий странноватого вида и в минуты душевных переживаний заикающийся математик Сергей Кондратьевич Мамонтов (в исполнении Алексея Серебрякова) организовывает компанию "МММ". Он начинает печатать и продавать "мамонтовки" - некие ценные бумаги, цену на которые Мамонтов устанавливает сам. При этом основным принципом становится "сегодня всегда дороже, чем вчера".

Страну захлестывает ажиотаж: все скупают и продают "мамонтовки", зарабатывая на перепродаже, а по телевизору вовсю рекламируют "МММ" (в фильме принял участие актер Владимир Пермяков - знаменитый "не халявщик, а партнер" Леня Голубков). Как объясняет Мамонтов своему молодому и креативному помощнику Антону (Петр Федоров), основным двигателем всей этой деятельности является людская жадность, которая подхлестывает саму себя: "Чем больше человек получает, тем больше хочет, а вся накопленная жадность - моя!" Деньги, кстати, Мамонтов хранит в подземном хранилище со стеклянным куполом, больше всего напоминающем хранилище дядюшки Скруджа (ассоциации со знаменитым диснеевским мультсериалом навевает и секретарша Мамонтова, по ходу фильма купающаяся там в банкнотах).

Между тем, деятельность Мамонтова начинает серьезно беспокоить людей во "властной верхушке", силовых структурах и банках. Ведь вкладчиками его "МММ" становятся миллионы россиян ("это ж сила", как говорит один из противников Мамонтова), а под контролем компании, по разным оценкам, находится от 50 до 70 миллиардов долларов.

Мамонтова пытаются убить, эффектно взрывая его "Чайку", а также купить, однако на сотрудничество он не идет. Зрителям, судя по реакции в зале, очень понравился один из эпизодов, как раз связанный с "перекупить". Основной противник Мамонтова - алчный (конечно же) владелец "Мегавазбанка" Белявский (Федор Бондарчук) на встрече с организатором "МММ" предлагает ему продать компанию. На это Мамонтов, заикаясь, отвечает: "Я Родиной не торгую". Белявский, после раздумий, говорит, что может "бросить своих американских партнеров", и предлагает Мамонтову "править страной вдвоем", на что тот парирует: "А на хрена ты мне нужен?"

К середине картины образ Мамонтова постепенно обрастает чертами почти героическими. Зрители восторженно заерзали в креслах, когда он бестрепетно подписал акт налоговой проверки на 50 миллиардов рублей и потом обратился к налоговому инспектору со словами "Ручку верните!" Сильное впечатление также производит приход Мамонтова на заседание правительства, где министры клеймят его финансовую пирамиду, в которой старые вкладчики получают высокие проценты исключительно за счет притока новых. Эффект от слов чиновников, правда, пропадает после того, как одетый в потертые штаны Мамонтов осведомляется у упитанного министра финансов: "А скажите, в это тяжелое для России время сколько стоят ваши часы и какая у вас зарплата?"

Более того, на этом же заседании правительства Мамонтов предлагает министрам сотрудничать с "МММ". По его словам, заграница "наводнит" экономику России инвестициями, если государство прогарантирует его "мамонтовки" (к примеру, землей). Однако министры молчат, скептически ухмыляясь, и зрителю становится ясно, кто же на самом деле виноват во всех бедах страны.

При этом, конечно, Мамонтов демонстрирует и обычные человеческие слабости - к примеру, при каждом удобном случае пьет кефир и может сорваться на помощника Антона, который, вроде Чарли Шина, "предается саморазрушению". Опять же и без чувств не обошлось: дочь Иришу Мамонтов любит, да и с журналисткой (Екатерина Вилкова) переспать не против.

Ежу понятно, что противостояние героя-одиночки и злого государства кончиться хорошо не может. Так и выходит: "МММ" закрывается, вкладчики негодуют, часть из них разоряется. Мамонтов пытается бороться с властями, но в конечном счете проигрывает. На семь лет он попадает в тюрьму. Однако настоящего героя, как известно, так просто не переиграть: в последних кадрах создатели фильма сообщают, что в начале 2011 года создатель "МММ" объявил о новом проекте "МММ-2011". Этот проект, по его замыслу, "призван обрушить и навсегда изменить несправедливую мировую финансовую систему".

Неплохой, кстати, задел для продолжения.