Мир
20:58, 1 апреля 2011

Здесь вам не рады Европу накрыла волна беженцев из Африки

Революции, охватившие Ближний Восток и Магриб в конце 2010 года, обострили многолетнюю, если не многовековую проблему Европы - бесконтрольный приток беженцев и иммигрантов всех мастей. Первой тревогу забила Италия, чей остров Лампедуза вслед за тунисцами наводнили бегущие от войны ливийцы.

Надвигающийся на Европу гуманитарный кризис впервые заявил о себе еще в декабре 2010 года. Тогда относительно спокойный Тунис неожиданно взбунтовался против задержавшегося у власти президента Зин эль-Абидина Бен Али и в конечном итоге (к февралю 2011-го) вынудил надоевшего лидера уйти. Участвовать в этом революционном действе захотелось далеко не всем. Как только запахло настоящей революцией, многие тунисцы решили от греха подальше покинуть родину и устремились в Италию.

В итоге остров Лампедуза, находящийся на перепутье между Европой и Магрибом, наводнили тысячи непрошеных гостей. Миниатюрный остров оказался не готов к такой ситуации - итальянские власти объявили режим чрезвычайной ситуации и попросили Евросоюз помочь в размещении беженцев. Призыв Рима тогда остался без ответа. Германия, например, намекнула итальянцам, что решать вопрос предстоит им самим, и на помощь европейского сообщества рассчитывать не стоит.

Следом за тунисской революцией едва не посыпались правящие режимы еще нескольких стран Ближнего Востока и Магриба (египетские власти все же были свергнуты). Итог массовых протестов, накрывших страны региона - еще больше беженцев, которые волна за волной обрушивались на Европу и прежде всего на ту же Италию.

До точки кипения ситуацию довела гражданская война в Ливии. Западные СМИ сообщали о бесчинствах, которые творили лояльные Муаммару Каддафи войска по отношению к мирному населению страны. Не желая терпеть угнетения, Ливию начали покидать сотни и тысячи граждан, которые, опять же, направились в Италию.

Сейчас, по оценкам аналитиков, на Лампедузу прибывает почти по тысяче беженцев в день. Только за последние полтора месяца этот ключевой перевалочный пункт между Европой и Северной Африкой наводнили более 20 тысяч беженцев, две тысячи из которых прибыли из Ливии. Только часть из них итальянские власти смогли переправить на материк и распределить по лагерям. Несколько дней на Лампедузе оставались свыше шести тысяч беженцев, что более чем на тысячу превышает все население острова. Непредвиденный скачок числа жителей привел остров на грань гуманитарной катастрофы: появилась опасность эпидемий, истощаются запасы воды и продуктов.

Акция протеста жителей Лампедузы. Фото (c)AFP
Lenta.ru

На фоне этого растет недовольство среди местного населения, которое до этого принимало беженцев и иммигрантов из Африки достаточно благосклонно. 30 марта на забитый беженцами остров прибыл итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, чтобы хоть как-то успокоить лампедузцев. Он пообещал вернуть жизнь островитян в привычное русло и очистить остров от приезжих. В подтверждение серьезности своих намерений премьер представил план, согласно которому всех беженцев вывезут на материк в течение ближайших дней. По последним сообщениям итальянских СМИ, премьер свое обещание уже выполняет.

Не столь дипломатичен был министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. Он заявил, что прибывшие в Италию мигранты должны быть высланы на родину либо отправлены в другие страны ЕС. Глава итальянского внешнеполитического ведомства посетовал на "нехватку солидарности" со стороны других стран ЕС и на то, что Евросоюз не принимает никаких мер для ограничения потока беженцев и защиты своих границ. По его мнению, Европе следует разделить страдания Италии и принять у себя часть беженцев из Туниса, Ливии и других африканских стран. В противном случае Риму придется поступиться европейскими правозащитными нормами и насильно выставить беженцев со своей территории.

Меж тем в Брюсселе как и прежде на призывы Италии предпочитают закрывать глаза. Та же Франция, накопившая немалый опыт в иммиграционных делах, помогать соседям пока не спешит, объясняя это тем, что у них самих полно беженцев и иммигрантов. Задумались о проблеме иммиграции и в Германии, однако там дальше предложений оппозиционеров дело не дошло - официальный Берлин принимать на своей земле выходцев из Северной Африки не собирается.

Результат у такого подхода может быть только один: еще больший наплыв беженцев, потеря контроля над ними и в конечном итоге их стремительное распространение по всей Европе. А ни для кого не секрет, что многие из тех, кто сейчас прибывает в Старый Свет - бежавшие в суматохе заключенные или разыскиваемые в своих странах преступники. При всем этом не стоит забывать и о "традиционной" миграции, не связанной с нынешними общественно-политическими пертурбациями в Африке и на Ближнем Востоке.

Пока Италия худо-бедно справляется с иммиграционным потоком: часть, как уже было сказано выше, размещается в специальных учреждениях на материке, другим, чей статус беженца не подтвердится, грозит репатриация. Однако места всем беженцам в итальянских лагерях может и не хватить. А о том, что делать с этой разношерстной компанией в дальнейшем, итальянские власти пока, судя по всему, предпочитают даже не думать. Ко всему этому стоит добавить, что многие тунисцы и ливийцы попросту сбегают из лагерей, стоит им оказаться на Апеннинском полуострове. Многие из них, в первую очередь франкоговорящие тунисцы, в дальнейшем пытаются прорваться во Францию, где пока что их встречают закрытыми дверями. Долго ли французы, а с ними и другие страны ЕС смогут удерживать ворота на замке?

< Назад в рубрику