В начале апреля новый скандал разразился в Петербургской консерватории: ее ректор, дирижер и скрипач Сергей Стадлер был отправлен в отставку Министерством культуры без объяснения причин. Стадлер пытался утвердиться во главе вуза полтора года, а официально проруководил им и того меньше.
Кризис в Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова тянется уже долгие годы. Он начался из-за теперь уже предпредыдущего ректора, Александра Чайковского, которого в 2004 году назначил тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Тогда пришлось даже менять устав вуза, чтобы консерваторию смог возглавить не ее выпускник.
То, что новый начальник не пришелся своим подчиненным, стало ясно в 2008 году, когда профессора начали требовать отставки ректора. В качестве повода они указывали результаты финансовой проверки вуза, при которой были найдены нарушения на 15 миллионов рублей. Внутренний конфликт стал достоянием общественности, когда преподаватели написали открытые письма президенту-министру-губернатору. Назначивший ректора Швыдкой пытался конфликт "заморозить", но безуспешно, и летом 2008 года ректор был уволен уже новым министром культуры Александром Авдеевым.
Исполнять обязанности ректора до проведения полноценных выборов Минкульт доверил скрипачу и дирижеру Сергею Стадлеру. Казалось, конфликт близится к разрешению; однако на деле это назначение его только усугубило. Противники среди преподавателей нашлись и у и.о., и скандал разразился с новой силой. Стадлеру выразили недоверие; выборы ректора перенесли; Минкульт уволил почетного президента консерватории; ученый совет, противившийся и.о. ректора, разогнали; суд признал незаконным роспуск "антистадлеровского" совета...
Перипетии конфликта в консерватории больше всего напоминал плохой сериал, сценаристы которого сами запутались в поворотах сюжета. Достаточно сказать, что Стадлер управлял вузом в статусе исполняющего обязанности ректора целых полтора года. Как развивалась подковерная борьба, стороннему наблюдателю неясно, но долгожданные выборы руководителя прошли-таки в декабре 2009 года со Стадлером в роли единственного кандидата на пост ректора. Его на этот пост и избрали.
В течение 2010 года все было тихо, о скандалах в консерватории слышно не было. Неожиданные новости пришли в январе 2011 года: помещения вуза залило водой, которая растаяла на крыше. Не стоит, впрочем думать, что петербургские СМИ в обязательном порядке сообщают о каждом, кого залили соседи сверху. У этой новости был подтекст: как раз летом 2010-го потекшую крышу здания отремонтировали. По данным "Фонтанки.Ру", контракт с ремонтниками был заключен на семь миллионов рублей, а на заявленные цели было потрачено лишь 300 тысяч; в итоге ремонт затронул лишь десятую часть площади кровли.
Сообщали журналисты и о других финансовых нарушениях в работе консерватории - например, о хищении семи миллионов рублей, выделенных на разработку программного обеспечения. И по этому факту, и в связи с протекшей крышей были возбуждены уголовные дела. "Фонтанка" практически через запятую перечисляет другие финансовые нарушения в вузе: пропажу 43 миллионов рублей, выделенных на создание автоматизированной информационной системы, заключение двух контрактов на выполнение одноименных работ при постановке спектакля "Золушка"...
Одним словом, поводов для скандала журналисты насчитали немало. Непонятно было, однако, с кого за все это спрашивать. Руководство проработало в музыкальном вузе относительно недолго, и часть контрактов могли быть заключены еще в период смены власти. Сергей Стадлер обвинил в части нарушений помощников, которых ему навязали в Министерстве культуры, например - уволенного им еще осенью Сергея Смолянинова. Ректор заявил, что многие нарушения он обнаружил самостоятельно и сам сообщил о них в прокуратуру. Противная сторона, естественно, все отрицала. Сообщалось сначала, что на сомнительных контрактах нашли подпись Стадлера, затем - что ее признали поддельной.
Так или иначе, в начале марта в консерваторию пришли первые результаты финансовой проверки, проведенной Минкультуры. Она выявила нарушения примерно на 270 миллионов рублей. При этом в пресс-службе консерватории уточнили, что речь не идет о хищениях либо нецелевых тратах; в основном нарушения были связаны с изменением порядка выплаты надбавок к зарплате, за которым не поспела бухгалтерия вуза. Сергей Стадлер в своем блоге также выступил с официальным разъяснением того, откуда взялась недостача, равная половине годового бюджета консерватории. По его словам, проверки были чересчур пристрастными и фактически парализовали работу вуза. При этом Стадлер выразил готовность бороться и работать дальше - создавать, как он выразился, "музыкальное Сколково" на благо России и ее имиджа за рубежом.
Однако уже на следующий день в консерваторию пришел факс из Министерства культуры, в котором объявлялось о расторжении договора с ректором без объяснения причин. Тут же выяснилось, что Стадлер некоторое время назад уже имел разговор с министром Авдеевым, после которого у скрипача поднялось давление и он взял больничный. По его мнению, увольнение является незаконным: "у нас, как известно, больных людей не увольняют". В Минкульте 5 апреля признали правоту Стадлера, приказ отменили, однако заявили, что решение уже принято и ректора уволят, как только он выйдет на работу.
Таким образом, отставка Стадлера оказалась обставлена фактически так же, как и его предшественника Чайковского: по молчаливому велению Минкульта, на фоне внутреннего конфликта и финансового скандала. Противники назначения Стадлера боролись за то, чтобы новым ректором стал старый - дирижер Владислав Чернушенко, возглавлявший вуз 23 года; абсолютно зеркальным образом некоторые СМИ называют в числе нынешних кандидатов в главы консерватории того же Александра Чайковского.
Кто на самом деле станет преемником Стадлера, сейчас, похоже, не знает никто. Источник "Фонтанки" заявил, что, вероятно, это будет "компромиссная кандидатура, человек, давно работающий в консерватории и также известный музыкант, однако не замеченный во всех скандалах последних лет" - иными словами, позволил себе помечтать вслух.
Глава Минкультуры Александр Авдеев в недавнем интервью "Коммерсанту" прямо заявил: "Скандалы в сфере культуры будут всегда, потому что работают очень неравнодушные, талантливые, экспрессивные люди. Каждый стремится доказать правомерность именно своей точки зрения. Это хорошо, ведь как только пассионарность уменьшается, как говорил Гумилев, так сразу и талант нации пропадает". Раз сам министр дал добро, то остальным и подавно удивляться не следует. Стоит добавить лишь, что культурные скандалы несильно отличаются от любых других, так как обычно тоже происходят из-за денег. Просто деятели искусств как никто умеют придать своим конфликтам особую яркость.