В последние годы отель "Советский" на Ленинградском проспекте, в котором расположен легендарный ресторан "Яръ", стал настоящей головной болью для его владельцев. Боль эта, сопряженная с финансовыми затратами на адвокатов, связана с непрекращающимися судебными спорами за право собственности на объект. В течение последнего месяца Арбитражный суд Москвы, рассматривая иски Росимущества, принял два важных решения по гостинице. Однако ясности в дело это не внесло, скорее наоборот. Мало того - дело отеля "Советский" может привести к масштабному переделу собственности в столице.
Редкий случай
История появления гостиницы "Советская" необычна. Здесь имеет место тот редкий случай, когда гостиница обязана своим рождением ресторану, а не наоборот. Открывшийся аж в 1826 году "Яръ" вплоть до революции 1917 года считался одним из лучших ресторанов России. Сюда наведывались члены императорской семьи, литературная богема, видные деятели искусств, "большие" чиновники, банкиры и предприниматели. Список его знаменитых посетителей бесконечен. В 1911 году ресторан превратился в четырехэтажное здание. В 1918 году, после всем известных событий, ресторан закрыли.
Новую жизнь "Яръ" обрел только в 1952 году, став единым целым с правительственным гостиничным комплексом "Советский". В разное время его посещали Леонид Брежнев, Маргарет Тэтчер, Индира Ганди, а также многочисленные иностранные делегации и западные звезды. В конце 90-х была осуществлена реконструкция ресторана, в ходе которой были возрождены эксклюзивные интерьеры. После этого в "Ярь" регулярно заглядывала новая российская элита.
В 2007 году мэрия Москвы решила продать гостиницу на аукционе. Торги выиграла зарегистрированная на Кипре компания "Советский" лимитед" бизнесмена Шалвы Чигиринского, которая заплатила за лот 62 миллиона долларов при стартовой цене 46 миллионов (вторым участником конкурса была "Дальневосточная нефтегазовая компания"). У предпринимателя были большие планы на "Советский". Прежде всего, он собирался реконструировать здание, увеличив его площадь и повысить его класс с четырех до пяти звезд. Одновременно на соседнем с гостиницей участке Чигиринский хотел возвести еще один современный гостиничный комплекс. В 2008 году эксперты оценивали стоимость этих работ в 160-200 миллионов долларов.
От суда не зарекайся
Планам Чигиринского не суждено было сбыться, так как еще до покупки "Советского" объект стал предметом юридических споров. Сначала в суд обратилась компания "Отель 'Советский", у которой часть здания находилась в аренде до 2018 года. На первом этапе компания, ссылаясь на право первоочередного выкупа недвижимости, попыталась приобрести гостиницу за 1,2 миллиона долларов. Однако чиновники мэрии заблокировали сделку, заявив, что по закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа столичных активов возможна только на аукционе.
Владельцы гостиницы попытались подстраховаться и заранее начали оспаривать грядущий аукцион. В итоге Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАС МО) за несколько дней до торгов запретил столичным властям проведение аукциона, а до этого Федеральная регистрационная служба (ФРС) наложила арест на здание. В департаменте имущества Москвы, в свою очередь, заявили, что оригинал определения ФАС МО не получали, и все же провели торги, которые в итоге и выиграла структура Чигиринского. В марте 2008 года решение ФАС МО было успешно опротестовано мэрией, а в апреле того же года ФРС сняла запрет на сделки с гостиницей. Бывший арендатор больше не тревожил Чигиринского - то ли осознал судебную бесперспективность дела, то ли стороны пошли на мировую.
Опомнились
Однако спокойная жизнь новых владельцев "Советского" длилась недолго. В феврале 2009 года про гостиницу вдруг вспомнили в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. Росимущество обратилось в Московский арбитраж с требованием признать ничтожными (недействительными) сделку и аукцион по продаже гостиницы, так как здание является федеральной собственностью. Чиновники ведомства апеллировали к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года о разграничении госсобственности. Согласно документу, объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов управления РФ (в данном случае Госкоминтуриста), были отнесены к федеральной собственности.
В столичном департаменте имущества эту мотивировку назвали "по меньшей мере странной", поскольку в ходе конкурсных процедур 2007 года принадлежность отеля "Советский" ни у кого вопросов не вызывала. "Росимущество сначала должно оспорить регистрацию прав города на этот объект, а затем уже саму сделку", - заявили в мэрии.
В 2009 году иск Росимущества Арбитраж Москвы отклонил, апелляция также не помогла федеральным чиновникам. Зато они нашли понимание в ФАС МО, который направил дело на новое рассмотрение. По данным Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ), в феврале 2011 года столичный арбитраж удовлетворил исковые требования Росимущества. Судом было установлено, что превращение здания в гостиничный комплекс осуществлялось за счет средств Министерства финансов СССР, а затем здание находилось в ведении Госкоминтуриста СССР. Представители мэрии безуспешно пытались доказать, что с 1958 года (по другим данным, с 1952 года) гостиница входила в систему управления высотных домов и гостиниц Мосгорисполкома.
Смена владельца
Между тем за кулисами судебных разбирательств происходили не менее важные для отеля "Советский" события. В августе 2010 года газета "Коммерсантъ" написала, что компания "Советская Лимитед" перешла под контроль структур, аффилированных с бизнесменом Русланом Байсаровым. Девелоперский проект (реконструкция отеля и строительство рядом с ним еще одного здания) Байсаров получил по условиям мирового соглашения, заключенного между бизнесменами. Соглашение, в свою очередь, стало результатом борьбы между Байсаровым и Чигиринским за компанию Gradison, которая владела 25,66 процента акций британской нефтяной компании Sibir Energy. По данным издания, спорный пакет в итоге купила за 525 миллионов компания "Газпром нефть". О том, какие дивиденды от сделки получили Чигиринский и Байсаров, СМИ не сообщали.
Конечно же, Байсаров был в курсе судебных споров вокруг отеля "Советский". Его согласие на приобретение проблемного объекта можно объяснить несколькими причинами. Либо в рамках соглашения проект достался бизнесмену, так сказать, в довесок, либо Байсаров был уверен, что чаша правосудия склонится в его сторону.
В ноябре прошлого года Росимущество, вняв наконец "совету" департамента имущества столицы, начало наступление на втором фронте, подав иск о признании здания отеля федеральной собственностью. Казалось бы, успех Росимуществу был гарантирован, ведь Арбитраж Москвы признал аукцион незаконным, основываясь на том, что здание не принадлежало Москве. Но суд постановил, что собственником отеля является "Советская Лимитед". Здесь адвокатам кипрской компании помогли юридические тонкости. Дело в том, что право собственности на отель Москва зарегистрировала в 2001 году, а Росимущество узнало об этом из отчета Счетной палаты РФ в 2004 году. Таким образом, федеральные чиновники пропустили трехлетний срок давности для предъявления претензий. В Росимуществе же считают, что срок должен отсчитываться с октября 2008 года, когда право собственности перешло к "Советской Лимитед".
Прецедент
В том, что агентство по управлению государственным имуществом продолжит борьбу за "Советский", сомнений нет. Владельцы отеля тоже сдаваться не собираются - кассационную жалобу на последнее решение о признании торгов недействительными Девятый арбитражный апелляционный суд должен рассмотреть в начале мая.
Упорство Росимущества вполне понятно, ведь выиграть такое дело - значит создать прецедент. Кто знает, сколько столичных зданий или предприятий с неопределенным статусом меняли владельцев в последние годы с помощью аналогичных аукционов? При большом желании это можно посчитать, и тогда город ожидает масштабный передел собственности.
Процесс будет явно трудоемким. На примере отеля "Советский" это хорошо видно. В случае, если все суды закончатся в пользу Росимущества, Байсарову придется вернуть отель Чигиринскому, а тому - мэрии, а мэрии уже придется возвратить Чигиринскому 62 миллиона долларов. В реальность такого развития событий верится с трудом. Но если речь зайдет о каком-либо другом объекте, проданном на аналогичном аукционе и не сменившем собственника, вернуть его городу будет легче.