Российские любители продукции Apple традиционно "ноют" от того, что в нашей стране новинки культовой компании появляются с многомесячной задержкой, и при этом имеют немалую наценку. У многих на слуху истории о завышенных вдвое ценах на смартфоны iPhone, которые приезжают в Россию через полгода после начала продаж в США. Однако, не исключено, что этой несправедливости приходит конец. По слухам, Apple собралась открыть в России собственный магазин.
В ночь на 7 апреля интернет-издание ifoAppleStore, специализирующееся на информации о розничных магазинах Apple Store, сообщило, что американская компания присматривается к площадке в Москве для открытия первого Apple Store в России. Речь идет о помещении в гостинице "Москва", расположенной в самом центре столицы - на Манежной площади.
Пока что Apple не заключила договора об аренде помещения. Однако уточняется, что потенциальную площадку для магазина посетили два вице-президента компании, отвечающие за развитие розничного бизнеса. Это свидетельствует о высоком уровне решимости Apple развивать розничный бизнес в России. Все же просто так из Америки в Россию топ-менеджмент американской компании не поедет. Вместе с тем, открытие Apple Store вряд ли произойдет раньше 2012 года. Дело в том, что раньше вряд ли откроется сама "Москва", запуск которой в эксплуатацию уже неоднократно переносили.
Что означает открытие розничного магазина Apple в России? В первую очередь, существенное изменение бизнеса компании в России. Пока что Apple в нашей стране работает в формате представительства и ведет дела исключительно через партнеров. То есть ввозом, дистрибуцией, продажами и обслуживанием ее продуктов занимаются российские компании.
Гаджеты Apple, в том числе смартфоны iPhone, планшеты iPad, компьютеры Mac и прочую технику ввозят различные компании: от ритейлеров до сотовых операторов. А российский офис осуществляет лишь надзор над процессом. Неудивительно, что и продаются "яблочные" девайсы практически повсеместно. При этом многие покупатели сталкивались с магазинами партнеров-"реселлеров", которые гордо размещают на вывесках традиционный логотип Apple. Но следует помнить, что эти компании, несмотря на то, что торгуют официальной продукцией Apple, все равно остаются всего лишь посредниками.
Переход на прямые продажи, безусловно, отразится на взаимоотношениях с нынешними партнерами, однако, открытие магазина у стен Кремля станет очень сильным рекламным ходом. Ведь не секрет, что именно магазины Apple являются одним из основных генераторов новостей о компании. У многих на слуху истории о многочасовых очередях, выстраивающихся в магазины Apple накануне начала продаж того или иного гаджета, а некоторые особо ретивые "фанбои" проводят у магазинов целые дни, чтобы первыми получить желанную новинку.
Вместе с тем, открытие розничной точки немыслимо без запуска официального интернет-магазина. Такой механизм Apple использует во всех странах. Интернет-продажи позволят Apple развернуться в нашей стране "на полную". Если "Почта России" не подведет, конечно.
Помимо перехода на новую бизнес-модель (что для большинства читателей интересно скорее с теоретической точки зрения), начало прямых продаж в теории означает, что гаджеты Apple могут подешеветь и начнут появляться в России быстрее. В идеальном мире извлечение из цепочки доставки товаров в Россию нескольких промежуточных звеньев позволило бы Apple существенно переделать ценообразование. Однако, учитывая российскую специфику, в особенности реалии таможни, через которую будут проходить как ввозимые товары (в Россию), так и гаджеты, подлежащие гарантийному ремонту (из России), пока что слишком рано утверждать, что через год "айфоны" с "айподами" будут стоить в России столько же, сколько и в Европе, не говоря уже о США.
Однако на фоне "шума" об открытии Apple Store, который, кстати, может стать первым на всем пространстве бывшего СССР, нельзя не отметить усилия, которые предпринимает Apple по снижению стоимости своих гаджетов в России. В частности, если iPhone 4 продается в нашей стране по цене примерно на 40 процентов более высокой, чем в Европе, то первое поколение iPad стоило вполне сопоставимых денег. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл глава российского офиса Алексей Бадаев, перешедший в компанию из Microsoft в сентябре 2010 года. "Айпады" продаются в России с ноября, причем переговоры об их поставках вел именно российский офис. Известно, что те же "айфоны" ввозятся операторами на условиях, предложенных американской штаб-квартирой.
Упомянем о еще одном обязательном условии, которое наверняка будет предшествовать открытию Apple Store в России. Не секрет, что в России до сих пор не работает музыкальный магазин iTunes, прибыль от которого составляет немалую часть общих доходов Apple по всему миру. Сложно себе представить, чтобы Apple начала продавать в России плееры iPod, на которые нельзя загрузить музыку из ее же магазина.
Открытия музыкального iTunes ждут, правда, уже несколько лет. Однако официальный магазин приложений App Store в России уже работает. Так что, не исключено, что и музыкальный магазин все же последует его примеру.
В заключение отметим, что российский офис Apple информацию об открытии магазина не комментирует. Компания вполне справедливо называет все сведения, распространяемые по неофициальным каналам, "слухами" и традиционно хранит молчание.
Однако если эта информация все же подтвердится, то в одном можно быть уверенными точно: площадка была выбрана удачно. По крайней мере, для одного любителя Apple, самого главного в России.