Европейский Центробанк 7 апреля сделал то, что от него ожидали в течение нескольких месяцев: впервые с мая 2009 года изменил базовую ставку. Таким образом, ЕЦБ стал первым из числа самых влиятельных ЦБ в мире, который перешел от поддержки экономики к обузданию инфляции. Правда, пока не известно, будет ли ЕЦБ регулярно повышать ставки или ограничится текущим повышением.
Если посмотреть на график базовой ставки ЕЦБ в течение последнего десятилетия, то в нем без труда можно выделить несколько серий повышений и понижений. Особенно интересны движения последних лет: в 2006 году, после того, как ставка больше двух лет держалась на уровне в два процента, ЕЦБ начал ее поднимать, и к 2008 году она достигла локального максимума в 4,25 процента. После банкротства Lehman Brothers, которое и вызвало острую фазу мирового экономического кризиса, ЕЦБ практически на каждом своем заседании снижал ставку.
Так продолжалось вплоть до весны 2009 года, когда в ЕЦБ, наконец, решили, что и так опустили ставку слишком сильно. С тех пор базовый показатель для экономики Европы оказался заморожен: сверхдешевыми деньги в еврозоне были вплоть до апреля 2011 года.
Многие экономисты и в конце 2009 года, и в 2010-м предупреждали, что дешевые кредиты вкупе с другими видами финансовой помощи экономике ЕС грозят высокой инфляцией, в связи с чем советовали ЕЦБ внимательно следить за темпом роста цен и повысить ставку как можно быстрее.
Тем не менее, в самом ЕЦБ с поднятием ставки не спешили: в ряде стран еврозоны экономика по-прежнему находится в очень шатком состоянии, а постоянные снижения суверенных рейтингов Португалии, Ирландии и Греции и так приводят к тому, что займы для местных компаний становятся дороже.
И все же к началу 2011 года в ЕЦБ растущую инфляцию не могли не заметить. В четвертом квартале прошлого года экономика еврозоны выросла на два процента по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Между тем, инфляция в еврозоне по итогам марта 2011 года составила 2,6 процента в годовом исчислении, что является максимумом за последние 29 месяцев и больше февральского показателя на 0,2 процентного пункта.
Относительно устойчивый экономический рост вместе с повышением инфляции (целевым ориентиром в еврозоне является два процента за год) дал ЕЦБ возможность для решительных действий. На намерение поднять ставку глава банка Жан-Клод Трише прозрачно намекнул еще в марте, так что у игроков на рынке было около месяца, чтобы подготовиться к этому решению. Они и подготовились: накануне апрельского заседания ЕЦБ курс евро поднялся до максимума с января 2010 года, перейдя отметку в 1,43 доллара. Возможно, евро поднялся бы и еще выше, но в ситуацию вмешалась Португалия, обратившаяся за финансовой помощью к Евросоюзу.
Из заявления Жана-Клода Трише 7 апреля непонятно, было ли повышение ставки разовым или ЕЦБ продолжит борьбу с инфляцией, увеличивая стоимость заимствований в экономике. Вполне вероятно, что ЕЦБ возьмет паузу и поглядит, как поведут себя другие крупнейшие центробанки мира.
Если учитывать, что большинство резервов разных стран мира размещено в долларах, евро, японских иенах и британских фунтах, то именно центробанки этих стран (в случае с еврозоной - объединений) во многом и определяют финансовую политику мира.
Менее чем за час до объявления решения ЕЦБ об итогах своего заседания рассказали и в Банке Англии. Этот Центробанк оставил ставку без изменений на рекордном уровне в 0,5 процента. Reuters отмечает, что хотя инфляция в Англии вдвое выше, чем в еврозоне (4,4 процента), в решении банка не сомневался никто: слишком уж шаткая ситуация сложилась к началу 2011 года в экономике Великобритании: в четвертом квартале 2010 года ВВП королевства сократился на 0,5 процента.
Аналогичное решение приняли несколькими днями ранее и в Центробанке Японии. В этой стране ставка оставлена на уровне от 0 до 0,1 процента и, видимо, будет оставаться в этом диапазоне еще некоторое время: сейчас японцам гораздо важнее восстановить экономику от землетрясения 11 марта, для чего Центробанк Японии едва ли не ежедневно выпускает на рынок иены на общую сумму в десятки миллиардов долларов.
В США с повышением ставки также не торопятся: в крупнейшей экономике мира базовая ставка составляет от нуля до 0,25 процента. В местной Федеральной резервной системе заявляют, что могут повысить ставку в конце года. Когда журналисты спросили главу Федерального резервного банка Ричмонда Джеффри Лакера (Jeffrey Lacker), будет ли ФРС как-то реагировать на повышение ставки в Европе, он ответил, что местные монетарные власти сосредоточены исключительно на показателях инфляции внутри США. Тем не менее, как отмечает The Financial Times, объемы торгов по фьючерсам на ставки уже возросли: трейдеры ожидают, что ФРС может все-таки поднять базовый для экономики показатель раньше конца текущего года.
Если в развитых странах в последние годы ставки не менялись, то вот на развивающихся рынках монетарные власти вовсю экспериментируют с этим показателем. Причина для экспериментов все та же: инфляция, которая в ряде регионов мира грозит стать неконтролируемой.
Так, в Китае базовые ставки были последний раз повышены в начале апреля — уже в четвертый раз с октября 2010 года. Китай пытается всеми административными силами побороть инфляцию, которая в стране держится на уровне 4,9 процента при плане в четыре процента.
Повышать ставку рефинансирования в 2011 году начали и в России: это было сделано в феврале. До этого ЦБ последний раз повышал ставки в 2008 году, а в период кризиса, вместе с другими центробанками мира, снижал этот показатель. Правда, снижение все-таки не было столь радикальным: ставки в России опустились до 7,75 процента. Резкого падения показателя ЦБ не мог допустить из-за инфляции. Теперь ставка в России составляет восемь процентов.
Решения центробанков всего мира, которые либо повышают ставки, либо думают об этом, говорят о том, что мир вступает в новую фазу экономического цикла. Насколько решительно мировые ЦБ будут повышать ставки, зависит во многом от того, как глобальная экономика отреагирует на рост показателя в Европе.