Россия
18:40, 12 апреля 2011

Серьезный вызов Белоруссия впервые стала жертвой масштабного теракта

Первый в истории минского метро теракт произошел 11 апреля в 17:55 по местному времени. Погибли как минимум 12 человек, еще более 200 пострадали. КГБ Белоруссии уже объявил об установлении исполнителя теракта, а эксперты и журналисты выдвигают версии о его заказчике. Мнения у всех разные: от исламистов до грузин, от белорусских оппозиционеров до Лукашенко.

Взрыв

Эвакуация пострадавшего со станции "Октябрьская". Фото (c)AFP
Lenta.ru

Судя по фотографии станции, взрыв произошел в районе второго вагона поезда. Рвануло под скамейкой на платформе станции метро "Октябрьская". В первые часы после теракта многие очевидцы говорили о том, что от взрыва обрушился потолок над эскалатором, им придавило людей, рухнула вниз и лента эскалатора. На одном из видео, действительно, заметны разрушения эскалатора.

Немало было сообщений и об обрушившемся в вестибюле потолке и конструкциях станции, однако позже они не подтвердились.

Мощность взрывного устройства составила 5 килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство, сообщили в КГБ, содержало рубленую арматуру, гвозди 80х8 миллиметров и металлические шарики диаметром около 15 миллиметров. Диаметр воронки, образовавшейся на перроне от взрыва, составил около метра. Уже 12 апреля появилось мнение анонимного эксперта, считающего, что взрывное устройство "явно самопальное, изготовленное, скорее всего, неискушенными в подобных делах мастерами".

В результате теракта погибли 12 человек (по состоянию на утро 12 апреля), еще 204 признаны пострадавшими. Большое число пострадавших объясняется тем, что взрыв произошел в час пик на самой загруженной станции минского метро ("Октябрьская" вместе с "Купаловской" составляют единственный пересадочный узел), к тому же в момент теракта на станции стояли два поезда.

Официальная позиция

Выходы из "Октябрьской" находятся в трех минутах ходьбы от здания администрации президента Белоруссии. Александр Лукашенко появился на месте теракта в 20:20, чтобы возложить у станции цветы. На место взрыва Лукашенко взял с собой своего 6-летнего сына Колю, которого президент в последнее время водит повсюду. Затем в резиденции президента началось экстренное совещание с участием глав силовых структур.

Александр Лукашенко на месте взрыва. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Лукашенко в свойственном ему простовато-доверительном стиле обратился к силовикам: "Мужики, нам брошен серьезный вызов, нужен адекватный ответ, и он должен быть найден". Была создана следственная группа из сотрудников МВД, КГБ, прокуратуры, которую возглавил заместитель генпрокурора Андрей Швед. В КГБ создан республиканский оперативный штаб под руководством председателя КГБ Вадима Зайцева.

Вину за произошедшее Лукашенко возложил на власти: "Крыть нечем: мы не обеспечили спокойствие в конкретном месте столицы. Вина лежит на нас, и надо предпринять все необходимое, чтобы люди не говорили, что мы зря едим государственный хлеб".

Президент вспомнил и первый белорусский теракт, произошедший в ночь с 3 на 4 июля 2008 года во время празднования Дня независимости. Тогда в толпе, в которой находился и сам Лукашенко, сработало начиненное болтами и гайками взрывное устройство. Никто не погиб, но 50 человек в результате теракта пострадали. "Возможно, есть связь", - сказал Лукашенко.

Можно считать предположением о том, откуда взялась в Минске бомба, и высказанное Лукашенко требование "провести зачистку среди черных копателей" (археологи, которые ищут и продают найденные в земле оружие и боеприпасы времен Великой Отечественной войны). "Я приказал провести зачистку в стране и поотрубать руки всем, у кого найдете взрывчатку", - сказал Лукашенко на совещании.

По факту взрыва Генпрокуратура Белоруссии возбудила уголовное дело по части 3 статьи 289 ("Терроризм") УК Белоруссии. К утру 12 апреля КГБ Белоруссии отрапортовало об установлении наиболее вероятного исполнителя взрыва в метро Минска. Сейчас ведется его розыск.

Внешний враг

Искать заговоры, организованные враждебными силами из-за рубежа, очень любят все авторитарные правители (к которым, без сомнения, относится и Лукашенко). Вот и в ходе все того же совещания он не исключил, что "этот подарок" (бомбу) белорусам "завезли извне". Эту версию "Коммерсанту" подтвердил белорусский эксперт в области безопасности, просивший не называть его имени. "Во взрыве могут быть заинтересованы иностранные силы, стремящиеся дестабилизировать обстановку в Белоруссии", - сказал он. Хотя экс-министр обороны Белоруссии Павел Козловский заявил, что "вряд ли за этим могут стоять поляки или русские".

"Московские новости" сообщают, что несколько представителей МВД республики на условиях анонимности уже сообщили журналистам правительственных СМИ, что едва ли не главная версия происшедшего - это месть Минску за отказ от безвизового режима с Грузией. О грузинском следе в терактах любят говорить и российские власти.

Внутренний враг

Если бы подобный теракт произошел в Москве (где метро последний раз взорвали чуть больше года назад), то главной версией по традиции стал бы "кавказский след". Вот только в Белоруссии нет собственного радикального религиозного или националистического подполья. Да, Россия и Белоруссия формально являются одним государством, но если в перспективы Союзного государства хоть кто-то и верит, то едва ли это Доку Умаров. Почерк теракта тоже говорит против этой версии, ведь радикальные исламисты предпочитают использовать смертников.

Воронка на месте взрыва. Кадр белорусского телевидения, переданный в эфире телеканала "Россия 1"
Lenta.ru

Едва ли эту версию будет педалировать и Лукашенко, который всегда приводил в пример спокойную обстановку в Белоруссии, особенно в сравнении с российскими реалиями. 11 апреля Лукашенко предложил силовикам подумать, "кому было выгодно взорвать спокойствие в стране", ведь "материалов у вас должно быть достаточно". Намек на оппозицию довольно прозрачный, поскольку именно на нее как на пятую колонну белорусский лидер склонен кивать в случае малейших проблем. Вот и придворный белорусский политолог, член общественно-консультативного совета при администрации президента Белоруссии Сергей Мусиенко уже назвал теракт результатом "попустительства и излишнего либерализма властей по отношению к оппозиции".

Вот только оппозиция, попробовавшая в декабре 2010 года бросить вызов Лукашенко, до сих пор пребывает в разобранном состоянии. Митинг после выборов президента 19 декабря завершился массовыми арестами оппозиционеров. Кто-то уже осужден на реальные сроки (Дашкевич), кто-то ожидает приговора в СИЗО или под домашним арестом (Некляев, Санников), кто-то сбежал из страны (Михалевич), остальные деморализованы.

Оппозиция уже высказала опасения, что Лукашенко воспользуется терактом и добьет ростки инакомыслия в стране. Правозащитник Андрей Ким напомнил, что взрыв в 2008 году был использован властями Белоруссии для того, чтобы провести обязательную дактилоскопию всех военнообязанных мужчин в стране.

Добивать оппозицию окончательно Лукашенко, может быть, и не станет, но смягчать режим уж точно не будет. Скорее, еще больше закрутит гайки. По мнению замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрея Суздальцева, президент мог бы извлечь из теракта выгоду, введя на территории страны чрезвычайное положение.

Конспирология

Одной из самых популярных в народе версий после любого теракта быстро становится самая конспирологическая. В "твиттере" в первые же часы после взрыва начали множиться сообщения следующего содержания: "Лукашенко пошел по пути Путина и стал взрывать людей, тоже власть хочет удержать жук усатый", "Лукашенко развязывает себе руки любимым методом Гитлера и диктаторов помельче" и т.п.

Непрочной основой для такой спорной теории может служить тяжелая экономическая ситуация, в которую в начале 2011 года угодила Белоруссия. На валютном рынке страны царит паника, люди скупают масло и сахар, золото и бриллианты, цены на продукты растут, а российский кредит забуксовал. "Кому-то очень выгодно, чтобы внимание от социально-экономических проблем переключилось на что-то другое", - заявил один из лидеров белорусской оппозиции Александр Козулин.

"Вот сейчас после теракта Россия окажет обязательно помощь братскому народу. А Европа, конечно же, не будет вводить сейчас санкции. Поэтому мне кажется, что выгода властей очевидна. Как ни печально и ужасно это бы не звучало", - подытожил российский журналист Павел Шеремет. Впрочем, гендиректор российского Фонда эффективной политики Кирилл Танаев считает невозможным делать выводы о причастности или непричастности тех или иных фигур к взрыву на основе социально-экономической нестабильности в стране.

Теорию заговора ищут и на не самом высоком уровне белорусской вертикали власти. Если в России во взрывах жилых домов в 1999 году подозревали ФСБ, то теперь в причастности к теракту в Минске эксперты подозревают белорусский КГБ. В российских СМИ и раньше выдвигалась версия о том, что взрыв 2008 года заказал экс-глава Совбеза Белоруссии Виктор Шейман, который таким образом пытался ослабить конкурентов из других силовых структур, контролируемых старшим сыном президента Виктором Лукашенко. Виновных в организации того теракта так и не нашли.

То, что за терактом в минском метро могут стоять спецслужбы, заявили как Суздальцев, так и Шеремет. Последний в эфире радио "Коммерсант-FM" предположил, что спровоцировать теракт могло столкновение между "молодыми и старыми волками" (друзьями старшего сына президента из КГБ и группой Шеймана).

Еще одну версию также высказал Суздальцев, предположивший, что взрыв мог быть организован недовольной группой военных. В декабре 2010 года был арестован командующий ВВС и ПВО страны Игорь Азаренок, его судьба с тех пор неизвестна, напомнил эксперт. В этом контексте интересно, что Лукашенко на экстренном совещании попросил министра обороны Юрия Жадобина "проверить все склады на наличие боеприпасов и взрывчатки, все ли на месте и всюду ли надлежащим образом охраняется".

Но кто бы ни организовал теракт, кого бы ни обвинили в его организации, как бы ни изменилась теперь жизнь в Белоруссии, одно последствие взрыва неминуемо. "Раньше как-то и жить было плохо...а теперь еще и страшно", - написала в своем "твиттере" одна из жительниц Минска.

И с этим уже ничего не поделаешь.

< Назад в рубрику