Культура
19:17, 18 апреля 2011

Движение в сторону весны Борис Гребенщиков о жизни "Аквариума" на фоне смерти музыкальной индустрии

В последнее время "Аквариум" завел себе новую моду. Группа Бориса Гребенщикова как и прежде активно гастролирует, регулярно презентуя на концертах свои свежие творения, но выпускать новый альбом, выхода которого жаждут многие поклонники, не торопится. Вместо этого "аквариумные" новинки появляются в Сети поодиночке.

Прошлой осенью в творческом сообществе "Круги" дебютировал "Тайный Uzbek", в новогодние праздники там же вышел сингл с русской народной песней "Славное Море Священный Байкал", а наступление весны "Аквариум" отметил новой версией песни "Из сияющей пустоты" и треком "На ход ноги".

"Лента.Ру" расспросила БГ о новом способе распространения музыки, закате музыкальной индустрии и месте "Аквариума" в современном творческом процессе.

"Лента.Ру": "Аквариум" продолжает идти в авангарде актуальных музыкальных тенденций. Несколько лет назад вы первыми в России выложили альбом в Сеть для скачивания по схеме "плати, сколько хочешь". Теперь же вы переходите на выпуск песен в интернете и по сути провозглашаете смерть альбома как жанра. Для вас это вынужденная или сама собой разумеющаяся мера?

Борис Гребенщиков: Это естественное требование времени; опасно закрывать глаза на то, что мир меняется.

Напомню, что само понятие "альбом" появилось в конце 40-х годов 20-го века, когда возникла техническая возможности выпуска "долгоиграющей" пластинки. С тех пор мы к этому формату привыкли и стали принимать его за данность. То есть "альбом" как таковой царствовал около 50 лет.

С появлением интернета, mp3, iPod'ов и кнопки "Shuffle" само понятие "альбома" как единицы измерения и распространения музыки полностью потеряло смысл. Большая часть человечества уже слушает музыку в режиме "Shuffle". Пора обратить на это внимание.

Поэтому мы вот уже почти год записываем и выставляем новые песни в Сеть по мере их готовности. Желающие могут найти их у нас на сайте и на Kroogi.com. Мне кажется, что это лучше, чем наводнять интернет некачественными концертными записями тех же песен.

Это не отрицает возможности появления альбома. Мне нравится этот формат. Когда некоторое количество новых песен сложится в одно цельное произведение (симфонию) и мы поймем, что это именно то, что "Аквариум" (для своего собственного удовольствия) хочет представить как свой новый альбом - тогда появится и альбом. Появится и в интернете, и в виде CD, и на виниле.

Сейчас, в период краха целой музыкальной культуры и прошлой системы взаимоотношений между музыкантами и лейблами, артисту приходится быть не только творцом, но и бизнесменом. Как это происходит в случае с "Аквариумом"? Вы разрабатываете какие-либо бизнес-стратегии или действуете по интуиции?

Творчество и бизнес несовместимы. Они существуют в разных вселенных и никак не пересекаются.

Можно заниматься либо одним, либо другим; но совмещать эти два занятия невозможно. Когда артист становится бизнесменом, это довольно скоро отражается на его творчестве; из Божьего дара оно становится деловой активностью.. Я проверял это на себе - и выяснил, что мне интересно заниматься именно творчеством. Поэтому с "Аквариумом" сотрудничает несколько друзей, занимающиеся деловыми вопросами и обеспечением возможности творческой активности.

А что до краха музыкальной культуры, то это паника преждевременная. Можно говорить о крахе музыкального бизнеса; а с культурой все в порядке. Культуре просто надоело, что какие-то неприятные типы в целях личного обогащения одевают на нее какие-то цепи и оковы; она встала, потянулась - и все приделанные к ней бизнес-конструкции покатились в тартарары.

И это - к лучшему.

По сути ваша новая схема "мгновенной песни" восходит еще к Джону Леннону времен "Instant Karma". Приносит ли она какую-либо ощутимую выгоду? Может ли она стать неким финансовым подспорьем для, например, следующей сессии звукозаписи, или скорее является развлечением для некоторой части поклонников? Честно говоря, пока что я не встречал отечественных музыкантов, которые зарабатывают достойные деньги на тех же "Кругах". Насколько я могу судить, российский потребитель музыки все еще очень восприимчив к халяве.

Творчество не может и не должно приносить выгоду. Считать, что творчество - это метод заработать деньги - значит принципиально ничего о нем не знать. Это то же, что считать любовь методом зарабатывания денег.

Существует, конечно, класс людей, которые зарабатывают деньги на процессе физической любви - но ведь собственно к любви они имеют мало отношения.

Всю историю человечества творчество не приносило денег. Деньги может принести эксплуатация творчества; деньги зарабатываются ремеслом - а само по себе творчество и деньги не имеют между собой ничего общего. Всю историю человечества люди, занимавшиеся творчеством, поддерживали себя либо за счет меценатов, либо занимаясь другой работой.

Последняя сотня лет была исключением из правила; теперь все возвращается на круги своя.

В ходе нашей предыдущей беседы вы справедливо заметили, что "Круги", конечно, не смогут охватить всех поклонников "Аквариума" и людям на периферии все еще проще и удобнее купить диск с вашей музыкой, нежели лезть в интернет. Так как же быть с ними?

Если есть спрос - есть и предложение. Если людям нужен "Аквариум" на CD, значит появятся фирмы, которые будут выпускать "Аквариум" на CD.

Давайте представим себе, что, например, The Beatles издают по песне, по мере готовности, "Abbey Road", Pink Floyd – "Dark Side Of The Moon", а "Аквариум" - "Радио Африку". Стали бы они когда-нибудь теми великими альбомами, которыми являются? Неужели современное общество уже не способно воспринимать такие объемные формы?

Вопрос не имеет смысла. Ночью лампы включены, а днем в них нет никакой необходимости. То, что делалось тогда, делалось в тех условиях; сейчас условия меняются, и сравнивать то, что было, и то, что есть - невозможно.

Несмотря на то, что индустрия откровенно погибает, музыканты еще находят какие-то традиционные способы издания, способные заинтересовать публику. Например, возрождение моды на винил. За последние месяцы многие российские артисты (навскидку, "Мегаполис", Найк Борзов, "Николай Коперник") издали свои новые альбомы на виниле. Есть ли подобные мысли у "Аквариума"? В вашей дискографии, кстати, есть по крайней мере один хрестоматийный пример из этой области. Сейчас "Историю "Аквариума", архив, том 3" куда легче достать на виниле, чем на CD.

Я с большим почтением отношусь к любителям винила, но у меня дома даже нет проигрывателя пластинок. Я больше озабочен не выпуском музыки в разных форматах, а созданием этой музыки. Если музыка хороша, то найдутся люди, которые выпустят ее и на виниле.

Недавно Джон Бон Джови выступил с заявлением, в котором во всех смертных грехах, в частности, в смерти музыкального бизнеса, обвинил Стива Джобса. Дескать, iTunes убил концепцию альбома, обесценил музыку и т.д. и т.п. Глава Apple ответил выпуском второго iPad. Чья точка зрения вам ближе?

Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос своими предыдущими высказываниями. Концепция альбома перестала быть значимой из-за развития новых технологий, а музыка изначально не имеет цены, так же, как и любовь. Она ценна сама по себе. Так что бедный Джон может не переживать.

Как вы относитесь к инициативе фирмы грамзаписи "Никитин" засудить пользователей социальной сети "ВКонтакте"? Недавно кому-то удалось украсть у вас демо-запись песни "Капитан Беллерофонт", и ее спокойно можно найти в том же "ВКонтакте".

Инициатива фирмы "Никитин" - пример дикого и дремучего варварства в сочетании с непониманием законов развития общества. Этой инициативой они уже сами себя наказали. Насколько мне известно, попытки сделать что-то подобное в области книгоиздания закономерно кончились публичным остракизмом.

А если кому-то хочется слушать испорченные версии наших незаконченных записей - что ж, это говорит только об интересе к тому, что мы делаем. А если мы не хотим, чтобы такое происходило - наше дело сделать так, чтобы этого не происходило.

В каком виде сейчас существует "Аквариум"? Версия 3.0., кажется, отправлена в бессрочный отпуск? Вот у вас очередной тур, но в усеченном составе; концерты даже именуются творческими вечерами. После ухода Алика Потапкина "Аквариум" стал более легким и мягким что ли, а сейчас снова хочется электричества и рок-н-ролла!

Пути "Аквариума" неисповедимы. То, что у нас происходит - всегда выше моего разумения. Скажу только, что "творческие вечера" этого сезона для меня были временным одноразовым экспериментом по воссозданию в залах атмосферы "квартирных концертов".

Мне захотелось попробовать вернуть свободу и неповторимость того старинного метода играния музыки; проверить - каким минимумом можно обходиться для полноценного ощущения концерта; как сделать так, чтобы песня жила, а не просто "исполнялась". Надеюсь, однако, что под конец этого сезона мы сможем немного удивить - как всех вас, так и самих себя.

Спасибо!

< Назад в рубрику