На этой неделе должен состояться официальный запуск коммерческой программы лайнера Sukhoi Superjet 100: первый самолет этой марки будет передан авиакомпании "Армавиа", после чего та начнет использовать его на маршруте "Ереван - Москва". К торжественному событию "Аэрофлот", базовый заказчик Superjet в России, подготовил "Сухому" сюрприз, потребовав заплатить неустойку за несоответствие технических характеристик лайнера тому, что прописано в контракте.
"Гражданские самолеты Сухого" разрабатывали самолет Sukhoi Superjet-100 все 2000-е годы. За это время произошло много скандалов: "Сухой" обвиняли и в том, что он тратит слишком много бюджетных денег, и в том, что большая часть деталей самолета будет изготавливаться не в России, и в том, что на производство и сертифицирование лайнеров ушло очень много времени. Несмотря на все это, 19 апреля должно стать праздничным днем для всей российской авиации: на рынок выходит самолет, полностью спроектированный в России, а не в Советском Союзе; самолет, который в своей нише будет бороться с мировыми аналогами; самолет, который будет перевозить туристов во время Олимпиады-2014 и чемпионата мира по футболу - 2018.
По первоначальным планам, коммерческие рейсы Superjet должен был выполнять еще с конца 2008 года, но сроки были неоднократно сорваны. Трагедии в этом никакой не было: и Boeing, и Airbus регулярно задерживают выпуск новых лайнеров. Правда, за это им приходится иногда жертвовать контрактами на миллиарды долларов, но в России все обошлось: отказываться от самолетов никто не спешил.
Недовольство по поводу задержки, правда, выражал "Аэрофлот", но и с ним удалось договориться. Крупнейшая авиакомпания России заключила с "Сухим" соглашение, по которому авиапроизводитель пролоббировал отмену ввозных пошлин на импортные самолеты, а "Аэрофлот" отказался от претензий по Superjet.
Казалось бы, что на этом история и кончится, однако в 2010 году "Аэрофлот" снова попытался взыскать с "Сухого" неустойку. Авиакомпанию можно было понять: "Аэрофлот" рассчитывал на Superjet с середины 2000-х годов, а в 2014 году он должен стать одним из главных лайнеров Олимпиады. До нее, конечно, есть время, но надо ведь и пилотов научить, и все системы нового самолета опробовать - чтобы к Олимпиаде Superjet был не новичком, а проверенным бойцом.
Тем не менее, и в этот раз атака "Аэрофлота" не принесла ему денег. Усмирять госкомпанию пришлось вице-премьеру Сергею Иванову, ответственному в правительстве за самолетостроительную отрасль. В конце ноября он заявил, что если "Аэрофлот" не получит самолеты в срок, "то мир не рухнет, и 'Аэрофлот' тоже".
"Аэрофлот" действительно не рухнул, но и самолетов в начале 2011 года не получил. В итоге авиакомпания решила подействовать на "Сухой" другим способом и пожаловалась уже не на сроки исполнения контракта, а на качество продукции.
15 апреля министр транспорта Игорь Левитин заявил, что "Аэрофлот" предложит правительству ввести штрафные санкции в отношении "Сухого", так как у компании есть претензии к техническим параметрам нового лайнера. Чем именно не доволен "Аэрофлот", Левитин не уточнил, но уже через несколько дней это стало понятно из статей деловых ежедневников.
По данным источников газеты "Ведомости", выяснилось, что Superjet весит на три с половиной тонны больше, чем было зафиксировано в контракте, а расход топлива на час полета превышает контрактные обязательства на 11 процентов. А ведь именно экономичность Superjet в "Сухом" называли одним из главных плюсов нового лайнера.
В Объединенной самолетостроительной корпорации, впрочем, отмечают, что на самом деле отклонения составляют не более полутора процентов и что самолет будет дорабатываться после того, как первые образцы будут отданы заказчикам. Это действительно обычная практика для новых лайнеров, а проблемы с лишним весом есть у многих производителей - даже у Boeing и у Airbus.
Тем не менее, в "Аэрофлоте", видимо, решили, что пришло время для массированной атаки, и отказываться от своих планов не собираются. "Ведомости" пишут, что ущерб от несоответствия контрактам в компании оценивают в 150 миллионов долларов в течение 10 лет, а в "Коммерсанте" называют цифру в 100 миллионов долларов.
Если предположить, что правительство сочтет законными претензии "Аэрофлота" и "Сухой" выплатит компенсацию, то тогда сложится уникальная ситуация: авиакомпания получит новейшие лайнеры практически бесплатно.
Дело в том, что каталожные цены на лайнеры Superjet, по данным на 2010 год, составляли около 32 миллионов долларов за штуку. "Аэрофлот" заказал у "Сухого" 30 самолетов и еще на 15 подписал опцион. Таким образом, твердый контракт по каталожным ценам оценивается в 960 миллионов долларов, но стоит помнить, что на крупные партии авиастроители выдают авиакомпаниям большие скидки. В случае же с "Аэрофлотом" скидка вообще должна была оказаться гигантской: госкомпания стала первой, кто разместил столь большой заказ, показав, что на лайнеры стоит положиться.
С тех пор у "Гражданских самолетов Сухого" заказали уже около 200 самолетов (а с учетом опционов - около 300). Эта цифра должна увеличиться в несколько раз после ввода первых лайнеров в строй. Без сучка и задоринки у "Сухого" старт Superjet уже не получился, но все же лучше узнать о недостатках лайнера на земле, чем после месяцев использования. Так, кстати, произошло с Ан-148, которого называют конкурентом Superjet: осенью 2010 года сразу несколько СМИ опубликовали отчет авиакомпании "Россия" об использовании Ан-148. Итоги этого отчета оказались неутешительными: Ан-148 уступил Boeing B-737 практически по всем показателям.
Чтобы "Аэрофлот" не писал подобных отчетов по Superjet, авиакомпании и "Сухому" лучше договориться на земле. Даже если ради этого потребуется очередная задержка с поставками: к ним уже не привыкать.