Рейтинговое агентство Standard & Poor's 18 апреля ухудшило прогноз по рейтингу США, самой большой экономики мира и самого надежного заемщика среди всех, которые существуют на рынке. Теперь прогноз по рейтингу "негативный", что может привести к потере США рейтинга "ААА". Инвесторы с решением S&P не согласились и стали скупать долларовые активы, попутно обрушив рынки развивающихся стран.
Суверенные кредитные рейтинги, которыми страны "награждают" три крупнейших рейтинговых агентства мира - S&P, Fitch и Moody's - критиковались на рынке всегда. Во время кризиса эта критика усилилась: рейтинговые агентства мало того что пропустили возникновение пузыря на рынке недвижимости в США, так еще и не сумели предсказать сложности с обслуживанием внешнего долга у нескольких европейских стран. Во всяком случае, со снижением рейтингов Ирландии, Исландии, Греции и Португалии "большая тройка" регулярно запаздывала.
Действительно, система определения рейтингов вызывает много вопросов, на которые нет единственно верных ответов. Почему, например, в конце марта 2011 года, когда в Португалии уже вовсю бушевал не только долговой, но и политический кризис, S&P понизило рейтинг Португалии всего на две ступени до уровня "ВВВ"? На том же уровне находится рейтинг России, в которой и уровень госдолга минимальный по сравнению с другими странами в Европе, и в политике стабильность наступила еще лет 10 назад.
Справедливости ради надо сказать, что через несколько дней рейтинг Португалии был понижен еще на одну ступень, но само по себе это странностей с определением рейтингов не объясняет, ведь примеров можно приводить десятки. Так, в декабре 2010 года агентство Moody's считало, что долги России и Ирландии, которая вынуждена была национализировать крупнейшие банки, одинаковы по надежности.
Волнения на Ближнем Востоке и в Северной Африке рейтинговые агентства тоже прозевали, начав снижать рейтинги стран из этого региона, когда уже даже самым оторванным от новостей инвесторам стало понятно, что инвестиции в Тунис, Ливию, Египет и Бахрейн могут принести значительные потери.
Рейтинговые агентства критикуют не только за их отношение к развивающимся странам, но и за то, что они до сих пор держат на максимальном уровне кредитные рейтинги нескольких развитых государств, например, Великобритании и тех же США. Рейтинги этих стран не менялись ни во время кризиса (а ведь именно развитые страны стали его причиной), ни после, когда крупнейшие экономики мира стали вкладывать в свои рынки сотни миллиардов долларов, раздувая дефициты бюджетов. Для сравнения, в конце 2010 года S&P увеличило рейтинг Китая, одной из самых стабильных стран мира в последнее время, только до уровня "АА-" - и это при том, что Китай обладает резервами на три триллиона долларов. Правда, большая их часть номинирована именно в долларах, поэтому резервы страны в значительной степени зависят и от стабильности США.
Слухи о том, что рейтинг США или других развитых стран в ближайшее время может быть понижен, ходили по рынку уже несколько лет. Некоторые экономисты считали, что это нужно было сделать как можно скорее, другие придерживались более консервативных оценок, но "большая тройка" упорно держала рейтинг США на уровне "ААА" со "стабильным" прогнозом.
Правда, нельзя сказать, что агентства не осознавали рисков, которые существуют в экономике США. В середине 2010 года в Moody's заявили, что могут снизить рейтинг крупнейшей экономики мира из-за большого внешнего долга и дефицита государственного бюджета.
Тогда, в середине 2010 года, разговоры так и остались разговорами, ни рейтинги, ни прогнозы по ним изменены не были. Кроме того, к слухам о возможном изменении рейтинга США все привыкли, поэтому решение об ухудшении прогноза со "стабильного" на "негативный", которое S&P приняло в середине апреля, стало на рынке настоящим сюрпризом.
В S&P пояснили, что оценивают возможности снижения рейтинга США в ближайшие три года как один к трем. Тем самым в агентстве дали понять, что не будут спешить с решениями и подождут, чем им ответят другие члены "большой тройки".
Список претензий к экономике США давно известен. В нем два главных пункта: дефицит бюджета и большой государственный долг. В 2011 году, как ожидается, дефицит бюджета страны составит 1,6 триллиона долларов, или около 11 процентов от ВВП страны, а госдолг еще в январе достиг 14 триллионов долларов и постоянно растет - у США нет другого способа добиться восстановления экономики, кроме как вкладывая в нее огромные средства.
Пресс-релиз от S&P, в котором говорится об изменении прогноза по рейтингу, вышел через несколько дней после того, как республиканцы и демократы одобрили компромиссный вариант бюджета. Если бы этого сделано не было, США ожидал бы бюджетный кризис: крайним сроком для выработки соглашения было 14 апреля. Тем не менее, план по сокращению расходов до 2013 года пока не принят, и именно это стало одним из поводов для решения S&P.
Из-за того, что агентство опубликовало свой отчет, когда споры о необходимости сокращения бюджетных трат еще не утихли, американские СМИ сразу же упрекнули агентство в ангажированности. В самом рейтинговом агентстве это поспешили опровергнуть. "Наш рейтинг - это наш рейтинг. Теперь парням в Вашингтоне предстоит решить, что им делать с нашим решением. Мы не будем защищать их за то, что они ничего не делают", - заявил Дэвид Бирс, руководитель отдела суверенных рейтингов S&P.
Обычно если у страны снижается рейтинг или хотя бы изменяется прогноз по нему, то инвесторы сразу начинают продавать долговые обязательства и валюту этой страны и вкладываться в более надежные активы. Но в случае с США обычные правила не действуют, так как доллары и облигации министерства финансов США по-прежнему остаются самыми надежными инструментами на финансовом рынке. То есть даже если бы инвесторы и задумали продать свои долларовые активы, то вкладывать их все равно особо некуда, разве что в золото.
Именно такой сценарий и был реализован на биржах 18 апреля. Инвесторы, поддавшись незначительной панике, вывели свои активы из долларов в золото, позволив ему подняться в цене до нового исторического максимума вблизи отметки в 1500 долларов за тройскую унцию. После этого они поняли, что опасаться пока нечего и что альтернативы доллару на сегодняшний день нет.
Тем не менее, отчет S&P свидетельствует о том, что мировая экономика еще далека от фазы стабильности, поэтому инвесторы на всякий случай решили поступить так, как они поступают всегда в подобных случаях: они вывели деньги из развивающихся рынков и вложили их в более надежные активы, то есть в те же самые доллары.
В результате на рынке случилась парадоксальная ситуация: ухудшение прогноза по рейтингу США привело к подорожанию доллара и скупке местных долговых обязательств. Пострадали же те страны, с рейтингами которых ничего не случилось, в частности Россия. По итогам 18 апреля индекс РТС упал на 3,95 процента, а ММВБ потерял 3,72 процента. Утром 19 апреля новости от S&P начали сказываться и на валютном рынке, где трейдеры стали скупать доллары. В результате американская валюта подорожала в России на 17 копеек и оценивается теперь в 28,39 рубля.
Движения по ценным бумагам после объявления S&P показали, что трейдеры не готовы к снижению рейтинга США, потому что после этого придется пересматривать всю систему международного финансового устройства. Ведь если доллар перестанет быть самой надежной валютой мира, то инвесторам необходимо будет искать ему замену. Ни одна другая валюта не сможет справиться с тем потоком ликвидности, который хлынет на рынок, если стабильность доллара будет всерьез поставлена под сомнение. Не исключено, что именно на реакцию инвесторов и хотели посмотреть в S&P, принимая решение по новому прогнозу в отношении долга США.