Днепровский районный суд Киева 20 апреля приговорил бывшего депутата Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко Виктора Лозинского к 15 годам лишения свободы за убийство жителя Кировоградской области Валерия Олейника. Признали экс-депутата виновным и в незаконном хранении оружия и боеприпасов.
Пятнадцать лет - срок, конечно, не маленький, но 48-летний Виктор Лозинский еще легко отделался. Прокурор просил для бывшего депутата пожизненного заключения, и у него были на это все основания. Широкая публика, которая узнала о Лозинском летом 2009 года, запомнит бывшего депутата как "охотника на человека".
Жарким июньским днем, вместо того чтобы париться в костюме на заседании Верховной Рады, депутат приехал в родной Голованевский район, где ему принадлежали обширные охотничьи угодья. В тот роковой визит он позвал в гости главных правоохранителей района - начальника райотдела милиции Михаила Ковальского и прокурора Евгения Горбенко. Они сыграли партию в бильярд и решили поехать в принадлежащий Лозинскому лес то ли поохотиться, то ли просто продолжить отдых на природе.
В домике лесника друзья, к которым присоединилась некая девушка Оксана, выпили, после чего вся компания загрузилась в "Ниву" и поехала вдоль леса.
Депутат с самого начала утверждал, что он невиновен, а Олейник погиб в результате несчастного случая. События 16 июня, по его версии, развивались так. Олейник, которого Лозинский заметил из машины, показался ему подозрительным. Депутат вышел из машины и окликнул неизвестного, однако тот вместо ответа выстрелил из револьвера. Тогда депутат "бросился в погоню за вооруженным преступником".
"Он удалялся в сторону леса и на ходу сделал еще один выстрел. Пистолет в его руке сверкал. Я догнал его в несколько прыжков, заломил руки за спину - у меня все-таки есть армейский опыт службы в районе боевых действий! - и выхватил револьвер. Во второй руке у него оказался нож. Большой такой нож! На его лезвие можно было бы насадить двоих конвоиров!" - красочно описывал происходившее Лозинский.
Согласно своему собственному изложению, Лозинский совершил едва ли не подвиг, разобравшись с находившимся под действием наркотиков Олейником. На подмогу Лозинскому и Горбенко, которые не справлялись с вооруженным до зубов селянином, в лес вместе с Ковальским прибежали милиционеры, которые и сумели обезвредить орудовавшего ножом мужчину. Но пырнуть Ковальского он якобы все равно успел.
Все бы ничего, но в итоге именно Олейник умер по дороге в больницу.
Адвокат Лозинского на дебатах в суде заявил, что экс-депутат не просто не заслуживает пожизненного срока, но и вовсе даже "совершил героический поступок". Поначалу члены БЮТ также защищали своего коллегу, и депутат Владимир Пилипенко, например, даже просил министра внутренних дел Украины наградить участников этих событий за то, что "подвергаясь смертельной опасности и рискуя собственной жизнью, они задержали преступника".
Потом, правда, "бютовцы" коллегу быстро сдали. Рада проголосовала за лишение Лозинского депутатских полномочий, он сам сначала ударился в бега, а потом, через полгода, сдался властям.
Перед началом судебного процесса Лозинский хорохорился, заявляя, что за 2-3 заседания дело лопнет как мыльный пузырь, так как в "политическом заказе" против него уже, мол, нет никакого смысла.
Однако убедить судью Нелю Ластовку в своей невиновности Лозинскому не удалось. 20 апреля она четыре с половиной часа зачитывала приговор, в котором заявила, что Лозинский в состоянии алкогольного опьянения подъехал к Олейнику и, "руководствуясь желанием самоутвердиться за счет унижения других с использованием малозначительного повода", начал наносить жертве удары руками и ногами.
Затем Лозинский устроил в буквальном смысле слова охоту на человека (местные жители говорили, что он решил Олейника "погонять по полю, как зайца") и выстрелил ему в ногу из ружья, после чего последний фактически потерял способность передвигаться. На теле Олейника обнаружили от 2 до 9 огнестрельных ран, а в ноге картечь.
Односельчане Олейника рассказывали позже, что тот был местным юродивым, а оружия у него не было и быть не могло. По мнению судьи, Лозинский, имея высшее юридическое образование, с целью избежать уголовной ответственности за совершение особо тяжкого преступления начал искусственно создавать доказательства своей защиты. Показания егеря Василия Перепелицы, который взял убийство Олейника на себя "по неосторожности", суд признал неправдивыми. Горбенко в ходе следствия несколько раз менял показания: сначала он утверждал, что Лозинский стрелял в Олейника, и даже в ходе следственного эксперимента показывал, как все произошло, но потом заявил, что оговорил экс-депутата.
Полностью свою вину признал только Ковальский, который в итоге получил 5 лет условно с испытательным сроком на 3 года. Горбенко приговорили к 9 годам лишения свободы, а Перепелицу - к 4 годам.
Когда в 2009 году дело Лозинского только закручивалось, мало кто верил, что оно дойдет до суда. Ведь Лозинский был не простым депутатом, а "последней отмычкой судебной системы". Якобы в охотничьи угодья депутата Лозинского возили отдыхать судей или других нужных БЮТ людей, чтобы сделать их сговорчивей.
А если послушать жителей Голованевского района, где 6 апреля 1963 года родился Лозинский, то можно даже посетовать на излишнюю мягкость судьи. Односельчане Олейника утверждали, что последние 8 лет Лозинский и его свита устроил там настоящий беспредел. Депутат "казнил и миловал, решал - кому жить, а кому умирать". Якобы в 2001 году Лозинский взял в аренду лесные угодья района, а затем потихоньку прибрал к рукам практически все агрофирмы района и плодородные земли, быстро став неформальным хозяином всего района. "Поговаривают, будто в охотничий комплекс Лозинского частенько привозили для развлечения иногородних девушек и юношей, а потом в лесу якобы находили их трупы", - писала "Комсомолка".
"Многие не верили, что справедливость восторжествует, но если приговор останется в силе, то за такое стоит бороться. И для других депутатов наука - они столько нахапали, столько сел разорили, что сердце кровью обливается", - прокомментировал приговор односельчанин Олейника житель Голованевска Александр Ромащенко.
Конечно, истории селян о невиданной жестокости депутата-олигарха надо делить как минимум пополам. Но то, что чувствовавший свою безнаказанность Лозинский сел в тюрьму за дело, совершенно бесспорно.