Россия и Китай, которые годами не могут согласовать будущие поставки газа, поссорились из-за уже действующего контракта на поставку нефти. Российская сторона обвиняет КНР в нарушении договора, а также требует вернуть 100 миллионов долларов долга. В противном случае Москва грозит Пекину международным судом.
"Роснефть" отправляла нефть в Китай цистернами с тех пор, как в 2004 году госкомпания приобрела подразделения "ЮКОСа". Китай тогда одолжил "Роснефти" 6 миллиардов долларов в качестве предоплаты за 48,4 миллиона тонн нефти (по 17 долларов за баррель). Срок контракта истек, после чего "Роснефть" не стала продлевать его, сославшись на слишком низкую цену.
В результате стороны договорились по новому контракту: в 2009-м году Банк Развития Китая выдал России кредит на 25 миллиардов долларов в обмен на поставку 300 миллионов тонн нефти по льготной цене в течение примерно 20 лет по ответвлению от нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). "Роснефть" получила из этой суммы 15 миллиардов долларов, а "Транснефть" - 10 миллиардов долларов (погашаться кредит будет частью выручки от поставок российской нефти в КНР).
К лету 2010 года Россия завершила строительство ответвления от ВСТО, который сможет поставлять 15 миллионов тонн ежегодно в северо-восточную часть Китая, где находятся НПЗ, принадлежащие компании PetroChina.
Всего "Транснефть" потратила на строительство российского участка ответвления от Сковородино до границы с Китаем (протяженностью немногим более 60 километров) 430 миллионов долларов. Трубу от границы с Россией до Дацина длиной около 1000 километров Китай строил самостоятельно.
Поставки нефти в Китай по данной трубе начались с 1 января 2011 года. Но уже в марте газета "Коммерсантъ" сообщила со ссылкой на свои источники, что Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) не доплатила "Роснефти" около 38 миллионов долларов за поставки нефти в январе. По данным издания, в конце февраля китайская сторона должна была выплатить "Роснефти" за январские поставки сырья 555 миллионов долларов в рамках контракта, заключенного в 2009 году, однако перечислила меньшую сумму (около 517 миллионов долларов).
Китаю якобы не понравилось, что Россия в договоре с ним использует единый тариф для всего маршрута ВСТО - от Иркутской области до тихоокеанского терминала в Козьмино - в размере 1815 рублей за тонну, тогда как ответвление в Китай начинается в Сковородино в Амурской области, то есть примерно в середине ВСТО.
20 апреля скандал стал публичным. Российская "Транснефть" пригрозила китайской CNPC судом, обвинив ее в недоплате по контракту на поставки российской нефти.
Вице-президент "Транснефти" Михаил Барков оценил потери от недоплаты со стороны китайского партнера в 100 миллионов долларов. "Они (CNPC - прим. "Лента.ру") фактически вышли на уровень переговоров, который был до заключения контракта, начали по-своему трактовать одну из позиций контракта. Мы считаем, что эта трактовка неверна", - сказал он (цитата по ИТАР-ТАСС), пояснив что из-за неплатежей китайской стороны возникает задолженность "Транснефти" перед "Роснефтью" в том же объеме за покупаемую у компании нефть для транспортировки.
Барков добавил, что "Транснефть" рассматривает возможность обращения в Лондонский арбитраж. По его словам, стороны планируют провести следующие переговоры по этому вопросу в мае 2011 года. В свою очередь, Пекин отреагировал на претензии российской стороны 21 апреля. Представитель министерства иностранных дел Китая заявил, что разногласия между российской трубопроводной монополией и CNPC будут решены "путем дружеских переговоров".
Тарифный спор на ВСТО ставит под удар российско-китайское партнерство в поставках газа, коммерческое соглашение о которых, как ожидается, будет подписано в июне 2011 года.
"Газпром" планирует поставлять в Китай до 70 миллиардов кубометров газа в год, из которых 30 миллиардов планируется экспортировать по газопроводу "Алтай". Строительство данной трубы, как указывали в "Газпроме", может начаться в конце 2011 года. Соглашение, подписанное сторонами в 2009 году, фактически превращает азиатскую страну в крупнейшего потребителя российского газа.
Цены на оговоренные объемы топлива не раскрывались, но российские СМИ неоднократно писали, что Китай недоволен той ценой, по которой ему предлагает покупать топливо Россия. Переговоры тянутся уже несколько лет, так как у Китая появился выбор источников газа, кроме того, есть вероятность приступить к добыче собственного сланцевого газа.
В начале апреля 2011 года источники Reuters утверждали, что "Газпром" и CNPC сблизили позиции в вопросе о цене поставок газа в Китай и ожидают подписания коммерческого соглашения к июню. Но по итогам нового раунда переговоров, который состоялся менее недели спустя, как сообщал "Интерфакс", переговоры "Газпрома" и CNPC не дали практических результатов. По словам источников агентства, "главным препятствием продолжает оставаться проблема цены на газ". При этом стороны договорились провести очередной раунд переговоров на уровне руководства в мае 2011 года.
России следует поспешить с заключением договора с Китаем, учитывая слабый спрос и снижение цен на ключевом европейском рынке. Правительство Китая планирует к концу 2015 года начать на территории страны добычу сланцевого газа, а к 2020 году хочет увеличить долю газа в энергопотреблении втрое (до 10 процентов). Ранее массовая добыча сланцевого газа в США уже сорвала планы России продавать туда сжиженный природный газ.
Кроме того, поскольку России не удалось подписать долгосрочное соглашение о продаже газа в Китай, перспективы разработки гигантского Ковыктинского газового месторождения, контролируемого "Газпромом", становятся весьма туманны. Понятно, поэтому, что "Транснефть" в сложившихся условиях попытается договориться с CNPC без всякого суда, ведь лишняя нервозность китайцев на переговорах сейчас никому не нужна.