Гамлет и комиксы

В прокат выходит фильм Кеннета Браны "Тор"

Прежде чем говорить о "Торе", новой картине студии Marvel, хорошо бы вспомнить чем режиссер фильма Кеннет Брана занимался ранее. До того, как он взялся за экранизацию графических новелл о мечущем молнии супергерое, Брана много работал в качестве актера. Кроме того, его фильмография включает более десятка режиссерских проектов. Причем чуть ли не половина из этих фильмов - экранизации пьес Шекспира.

Собственно, дебютной режиссерской работой Браны стала экранизация "Генриха V”. Фильм вышел в прокат в 1989 году. Кеннет также написал сценарий и исполнил заглавную роль. Брану сразу же выдвинули на "Оскар" в номинации "Лучший режиссер". Правда, награда Американской киноакадемии в результате досталась Оливеру Стоуну за ленту "Рожденный четвертого июля".

В дальнейшем Брана снимал экранизации Шекспира по той же схеме - сам писал сценарий, а также исполнял главную роль. В 1993 году на экраны выпустили ленту "Много шума из ничего", в 1996 году - "Гамлета". Критикам подход Браны нравился, фильмы неизменно собирали положительные отзывы. Если и говорить о негативной реакции, то можно вспомнить разве что претензии к комедии "Много шума из ничего". Точнее, даже не к самому фильму, а к одному из занятых в нем актеров, Киану Ривзу. За свою работу в фильме Браны Ривз даже выдвигался на кинематографическую премию "Золотая малина" в номинации "Худший актер второго плана".

В 2000 и 2006 годах в прокат вышли еще две картины Браны, в основу которых были положены комедии Шекспира - "Бесплодные усилия любви" и "Как вам это понравится". Эти две работы режиссера были встречены более прохладно. Первая из них вообще считается одной из самых слабых картин Кеннета. Вторая же стала причиной разногласий между британскими и американскими кинокритиками. В Великобритании ленту раскритиковали, а вот за океаном отзывы о "Как вам это понравится" оказались положительными.

В общем, Брана зарекомендовал себя как вполне серьезный режиссер, а затем взялся за такое не совсем серьезное дело, как экранизация комиксов Marvel. Конечно, можно было предположить, что режиссер попробует превратить историю о супергерое с волшебным молотком в настоящую драму. Тем более что в последнее время в прокат все чаще выпускают экранизации комиксов, как бы рассчитанные на взрослую аудиторию, а не на жующих попкорн школьников. Можно вспомнить, например, трилогию Кристофера Нолана о Бэтмене или "Хранителей" Зака Снайдера (впрочем, эти ленты основаны на графических новеллах компании DC, а не Marvel).

Так или иначе, Брана по пути Нолана и Снайдера не пошел, и слава богу. Можно предположить, что материал, с которым пришлось работать режиссеру, сам бы сопротивлялся любым попыткам добавить серьезности и драматизма. События оригинальных комиксов при написании сценария подкорректировали, но суть осталась примерно той же. Тор - представитель сверхразвитой инопланетной цивилизации. Уровень технического развития позволяет герою и его друзьям за считанные секунды перемещаться на другой конец вселенной, летать и проделывать другие удивительные штуки. При этом Тор предпочитает носить доспехи средневекового рыцаря, использовать холодное оружие (конкретно - молот Мьeльнир) и перемещаться верхом на лошадях.

Тор - персонаж храбрый и целеустремленный, но при этом излишне самоуверенный. В результате его папаша Один отправляет сына на Землю и лишает практически всех сверхспособностей. Предполагается, что ребенок (на самом деле - двухметровый бородатый детина) научится уму-разуму и параллельно восстановит свои навыки. Проблема только в том, что времени у Тора маловато: брат Локи плетет интриги, Один впадает в кому, агрессивная раса синих инопланетян подбирается к родному дому. В общем, такая вот адаптированная нордическая мифология.

Кстати, всю предысторию Тора, Локи, Одина и других обитателей Асгарда в фильме пересказывают в первые же 15 минут. В результате первая часть фильма Кеннета Браны буквально под завязку напичкана спецэффектами. В четверть часа умещено такое количество взрывов, телепортаций и невероятных акробатических номеров, какого авторам некоторых других экранизаций комиксов хватает на целую двухчасовую картину. У "Тора" весьма внушительный бюджет - 150 миллионов долларов, и это заметно. После крайне зрелищной завязки события слегка притормаживают, но зрелищных сцен в фильме в любом случае хватает.

При этом фильм Браны примерно настолько же бестолков, насколько красив. Мотивация поступков некоторых персонажей с трудом поддается объяснению, особенно если зритель не знаком с оригинальными комиксами Marvel. В сюжете время от времени образуются дыры, заполнить которые достаточно сложно, даже по полной подключив фантазию. Актриса Натали Портман, вроде как исполняющая в картине главную женскую роль, старается изо всех сил, но все равно остается где-то на обочине.

Другое дело, что на все эти недостатки можно закрыть глаза. "Тор" - крайне энергичное, зрелищное и местами веселое кино. А от хорошей экранизации комиксов другого, в общем-то, и не требуется.

В самом финале фильма Браны, уже после титров, зрителям сообщают, что в следующий раз Тора можно будет увидеть в фильме "Мстители" ("The Avengers”), релиз которого запланирован на 2012 год. Далее следует "секретная" сцена, дающая зрителям примерное представление о том, в каком направлении будут дальше развиваться события. В кадре, в частности, появляется Сэмюэл Л. Джексон в роли Ника Фьюри, главы секретной организации SHIELD. Зрители уже видели этого персонажа в "Железном человеке 2".

В общем, Тор наверняка вернется, и это хорошо. Выходящий сейчас в прокат фильм о качке с кувалдой снял человек, претендовавший на "Оскары" за экранизации Шекспира - и это ни в коем случае не плохо, но немного странно.