Американцы, державшиеся в ходе ливийской операции в тени, наконец, напомнили о своей роли в конфликте, причем сразу двумя способами. Сначала Пентагон объявил о направлении в Ливию своих беспилотников, хорошо зарекомендовавших себя в Афганистане, а следом за этим в Бенгази с миссией поддержки повстанцев прибыл влиятельный сенатор-республиканец Джон Маккейн.
Министр обороны США Роберт Гейтс, объявляя публике о том, что его ведомство отправляет на войну в Ливии беспилотные ударные самолеты Predator ("Хищник"), не без гордости отметил уникальность этого вида оружия. При этом, правда, сказал, что вклад его страны в операцию под командованием НАТО будет "скромным".
Но сам Гейтс тоже поскромничал. На самом деле американские БПЛА на сто процентов оправдывают свое название, что не раз доказывали в разных уголках мира - в Афганистане, Йемене, Ираке и Пакистане.
Сравнительно малошумный аппарат может часами висеть в воздухе на высоте в несколько километров. Заметить (услышать) его с земли, а тем более сбить - задача почти невыполнимая. В то же время сам Predator оснащен современным оптическим и электронным оборудованием. С его помощью оператор может неторопливо выискивать себе цели, приближать, удалять изображение, осматривать окрестности, советоваться с коллегами и принимать решение о нанесении удара.
Ракета с лазерным наведением Hellfire, как правило, не промахивается, подлет к цели у нее занимает несколько секунд. В противопехотном снаряжении восемь килограммов высококачественной взрывчатки и поражающие элементы способны отправить в лучший мир несколько десятков человек. В противотанковом - девять килограммов той же радости плюс кумулятивная боеголовка оборвут земной путь практически любой бронированной машины.
Беспилотники не в состоянии нести на себе большой боекомплект, но это с лихвой компенсируется возможностью нанести до шести очень выверенных и точных ударов (при использовании ракет Griffin - "облегченной" версии Hellfire). При желании оператор может даже с разных сторон "заглянуть под дерево", чтобы проверить, а не стоит ли там танк, например. Или потратить несколько минут, чтобы выяснить, есть ли у замеченной группы подозрительных людей оружие.
Пилот истребителя, рвущего небо на огромной высоте и гигантской скорости, такими возможностями похвастать не может. Ему приходится принимать решение почти моментально, да и толком разглядеть что-либо на земле при такой скорости почти невозможно. Танк, одиноко стоящий в пустыне - да, без проблем. Но вот выискивать что-либо в городских руинах - это задача не для сверхзвукового самолета.
К ситуации, сложившейся, например, в Мисурате, беспилотники приспособлены намного лучше обычных истребителей вроде F-16 или Rafale. Тяжелые вооружения, используемые правительственными войсками для обстрелов города, спрятаны в жилых кварталах - во дворах домов, между зданиями, в парках и тому подобных местах. Солдаты также размещены не в полевых лагерях или казармах, а в обычных гражданских постройках.
Операторам БПЛА как раз будет чем заняться - это работа для них.
То же касается и востока Ливии, где повстанцы и лоялисты гоняют друг друга от Адждабии к Бреге и обратно. В этой неразберихе натовские пилоты, ограниченные во времени на принятие решения, уже несколько раз врезали "по своим". Оборудование беспилотников при желании позволяет рассмотреть даже флаг, торчащий из автомобиля. Это дает надежду, что случаев "дружественного огня" будет поменьше.
Американцы решили, что сначала в воздухе постоянно будет находиться лишь пара "Хищников". Однако сам факт их круглосуточного присутствия "где-то рядом" будет изрядно нервировать солдат правительственных войск.
Сейчас они перегоняют танки и артиллерийские установки с позиции на позицию по ночам, когда реактивные самолеты бомбят только стационарные цели. Но беспилотники, благодаря соответствующему оборудованию, прекрасно справляются со своими задачами и ночью. Более того, в темноте они могут вообще не бояться обнаружения с земли и крутиться непосредственно над позициями противника.
Predator позволяет проводить еще один род операций, который рано или поздно все-таки может понадобиться коалиции. Эти беспилотники идеально подходят для охоты на отдельных нехороших людей, в чем-то провинившихся перед "свободным миром".
Выглядеть это может так: приезжает, например, какой-нибудь "отец народа" на площадь, где собрались его сторонники. Произносит там зажигательную речь о том, какой он могучий воин и как победит всех врагов. Сторонники горячо аплодируют и обещают биться за него до последнего патрона и последней капли крови. Диктатор, довольный собой, садится в машину и едет домой обедать. Отъезжает от толпы на двести метров и в огненном шаре отправляется в рай (ну или куда его там определят высшие силы). А все дело в том, что во время выступления у него появился еще один зритель - оператор БПЛА, болтающегося где-то в воздухе за десяток километров от места событий. В нужный момент он запускает ракету, которая и оставляет пламенного оратора без обеда.
При звуках реактивных двигателей "отец народа", возможно, и повременил бы с выступлением и поездкой. Но Predator совершенно незаметный. И на таком расстоянии - почти бесшумный.
Шум поднялся бы потом - мировое сообщество очень нервно реагирует на отстранение врагов демократии от власти подобными методами. Но иногда в большой политике цель оправдывает средства. Так что все возможно.
Муаммару Каддафи теперь, после известия о направлении в Ливию беспилотников, наверняка придут на ум схожие мысли. В конце концов, Запад откровенно и не раз заявлял, что целью всей операции является вывод полковника из политики. Если же он будет упорствовать в своем желании оставаться "национальным лидером", то, по видимому, ему придется постоянно прятаться. Героизм - это очень хорошо, но жить-то всем хочется.
Тут надо отметить, что БПЛА - не абсолютное оружие. Их минус, в частности, состоит в том, что в плохую погоду оператору сверху из-за облаков просто ничего не видно на земле. Именно поэтому первая попытка их применения в Ливии закончилась ничем. Однако климат в этой стране трудно назвать слишком уж влажным, облака там - это скорее исключение, чем правило.
Решительного перелома в войне с появлением в ливийском небе беспилотников ожидать не следует. Они стали лишь еще одним фактором все возрастающего давления на режим. Ранее уже были и просто бомбардировки, и международная изоляция, и поставки оппозиционерам оружия, и направление в Бенгази военных советников.
Еще одним подтверждением того, что Запад не намерен отступать от выполнения поставленной цели, стал визит американского сенатора Джона Маккейна в Бенгази. Прибыв в "столицу" повстанцев, он не скупился на комплименты в их адрес, назвал оппонентов режима "героями" и призвал мир сделать все возможное, чтобы обеспечить им победу в гражданской войне.
Будучи влиятельным функционером Республиканской партии, он пообещал усилить давление на администрацию Барака Обамы с тем, чтобы она активнее помогала повстанцам и официально признала Национальный переходный совет единственной законной властью Ливии. Учитывая влияние Маккейна среди однопартийцев, можно сказать, что республиканцы НПС уже признали.
Ветеран войны во Вьетнаме - бывший пилот, побывавший в плену - вообще не особо стеснялся в выражениях, заявив, что "пора уже со всем этим покончить и выкинуть Каддафи". Окружавшие его люди пришли от этих слов в неописуемый восторг.
Маккейн, конечно, находится в оппозиции действующей администрации. Но он является идеальной кандидатурой на то, чтобы "прощупать" американское общественное мнение на предмет возможного расширения участия США в ливийской кампании.
Обама пока осторожничает, но если предложения сенатора получат положительный отклик среди избирателей, то он решится и на увеличение числа беспилотников, и на признание НПС. Ему, как и любому кандидату в президенты в любой стране мира, перед выборами 2012 года не помешает маленькая победоносная война.
Появление в Ливии "оппозиционного" Маккейна одновременно с боевыми БПЛА трудно назвать просто совпадением. Скорее это свидетельствует о том, что дальнейшее участие США в операции будет только расти. Американцы уже не могут позволить себе пустить дела на самотек или целиком положиться на аморфное НАТО. В Ливии все должно закончиться как можно скорее - как максимум до выборов президента США.
Бывший пилот и современные беспилотники этому помогут.