Экономика
22:25, 29 апреля 2011

В поисках инвесторов "Яндекс" официально заявил о проведении IPO

Крупнейший российский интернет-поисковик "Яндекс" официально объявил о проведении первичного размещения акций (IPO). Yandex N.V., материнская компания "Яндекса", зарегистрированная в Нидерландах, сообщила, что подала в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) заявление о намерении провести листинг акций на бирже Nasdaq.

Провести IPO "Яндекс" собирался еще в 2008 году и даже подал соответствующую заявку в Nasdaq. Однако в связи с кризисом поисковик отложил выход на биржу. В сентябре 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что "Яндекс" все же разместит свои акции на Nasdaq в начале 2011 года.

Как пишет Forbes, глобальным координатором IPO был выбран банк Morgan Stanley, которому будут помогать Deutsche Bank и Goldman Sachs. Кроме того, совместными менеджерами размещения станут Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities, а финансовым консультантом выступит Сбербанк. Встречи банков в Москве с потенциальными инвесторами начнутся 3 мая.

Число акций, которые "Яндекс" будет теперь размещать на Nasdaq, а также ценовой диапазон IPO пока не определены. Агентство Reuters со ссылкой на источники сообщало, в ходе размещения "Яндекс" сможет привлечь около миллиарда долларов. Ожидается, что ценные бумаги крупнейшего в Рунете поисковика появятся в обращении на Nasdaq в конце мая - начале июня текущего года. IPO "Яндекса" может стать первым размещением российской компании на Nasdaq с июня 2006 года, когда на биржу вышла российская CTC Media.

18 апреля газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники писала, что в преддверии IPO инвесторы оценили "Яндекс" в 6-9 миллиардов долларов. По данным издания, поисковик собирается предложить инвесторам от 10 до 20 процентов акций. Газета "Коммерсантъ" 29 апреля сообщила, что "Яндекс" продаст часть акций из допэмиссии, а часть - из долей акционеров компании.

Привлеченные в ходе IPO средства "Яндекс" планирует направить на "общекорпоративные цели", говорится в проспекте. Сюда, в том числе, входят инвестиции в технологическую инфраструктуру, в частности, в дата-центры и закупку новых серверов.

В проспекте IPO говорится, что крупнейшим акционером "Яндекса" на сегодняшний момент является инвестфонд Baring Vostok Capital Partners (BVCP). Его доля в капитале поисковика составляет 22,6 процента (23,89 процента голосующих акций).

В 2000 году, как напоминает газета "Ведомости", BVCP купил 35,72 процента акций "Яндекса" за 5,28 миллиона долларов. Таким образом, фонд на тот момент оценил всю компанию менее чем в 15 миллионов долларов.

Доли основателей "Яндекса" - Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича - составляют 14,67 и 3,07 процента соответственно (19,77 и 4,14 процента голосующих акций). Еще 20,5 процента акций принадлежит американскому фонду Tiger Global, 5,13 процента - компании UFG. Среди миноритариев поисковика названы Runet Holdings Леонида Богуславского и бывший глава администрации президента Александр Волошин. Последний также входит в совет директоров компании.

Государственный Сбербанк является владельцем "золотой акции" Yandex N.V, которую финансовая организация получила осенью 2009 года. Номинальная стоимость этой акции составляет всего один евро. "Золотая акция" предоставляет держателю право накладывать вето на продажу более 25 процентов акций компании.

Forbes отмечает, что перед выпуском "золотой акции" "Яндекса" компания вела переговоры о продаже 10-процентного пакета Алишеру Усманову, которому уже принадлежит доля в другой российской интернет-компании - Mail.ru Group. Однако сделка с Усмановым не состоялась.

В свою очередь, Mail.Ru Group в 2010 году провела собственное IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE). Инвесторы оценили ее в 5,71 миллиарда долларов. Компания продала 18,4 процента акций, получив от инвесторов около миллиарда долларов.

По мнению руководителя аналитического управления ФК "Уралсиб" Константина Чернышева, которое приводит "Коммерсантъ", ожидается, что после IPO "Яндекса" интерес к ценным бумагам Mail.ru Group упадет. "Инвесторы покупали Mail.ru Group, потому что это была по сути единственная успешная интернет-история на рынке, но 'Яндекс' гораздо интереснее - это российский Google", - заявил Чернышев.

< Назад в рубрику