Министерство обороны Индии определило финалистов тендера на поставку 126 средних многофункциональных истребителей. В короткий список попали два европейских самолета, в числе которых российского МиГ-35 не оказалось. Поражение в крупнейшем индийском тендере не катастрофично для производителя самолета - РСК "МиГ", но может негативно отразиться на будущем самого истребителя - вслед за Индией МиГ-35 могут отвергнуть и российские военные.
В 2010 году тендер был продлен еще на год до 30 апреля 2011 года. В настоящее время MMRCA является самым крупным тендером, проводимым в Индии. Стоимость контракта с победителем оценивается в 10,4-12 миллиардов долларов. Из-за своей стоимости конкурс в Индии получил прозвище "матери всех сделок".
MMRCA проводится в два этапа, первый из которых завершился в июле 2010 года. К этому моменту ВВС Индии испытали все истребители, предложенные на конкурс, и передали подробный отчет с выводами и замечаниями министерству обороны. Второй этап предполагает формирование списка финалистов, после чего состоятся коммерческие переговоры с компаниями и подписание контракта с победителем. Ранее министерство обороны Индии заявляло, что рассчитывает подписать твердый контракт до конца 2011 финансового года, который в Индии завершится в марте 2012 года.
По условиям сделки, победитель MMRCA должен будет поставить в Индию 18 готовых самолетов, а также реинвестировать до 50 процентов от стоимости контракта в индийскую экономику. Производство остальных 108 истребителей будет осуществляться по лицензии на территории самой страны. При этом предполагается и передача технологий. После того, как ВВС Индии получат все 126 заказанных истребителей, индийское военное ведомство может разместить заказ на поставку еще 64 самолетов.
Короткий список участников, вышедших в финал тендера MMRCA, стал известен утром 28 апреля 2011 года. Его обнародовали несколько индийских СМИ со ссылкой на источник в министерстве обороны. При этом официально выход из тендера подтвердила только шведская компания Saab, представившая на конкурс истребитель JAS 39 Gripen IN (индийский вариант версии NG). До вечера 28 апреля индийское военное ведомство и остальные участники тендера хранили молчание, но затем о выходе из тендера объявили Lockheed Martin, Boeing и "Рособоронэкспорт" (представлял на тендере РСК "МиГ").
В короткий список попали Eurofighter и Dassault с истребителями Typhoon и Rafale. Они получили запрос министерства обороны Индии на продление коммерческого предложения. Любопытно, что информация о том, что именно эти компании стали финалистами индийского тендера, впервые появилась еще в августе 2010 года, однако вскоре была опровергнута военным ведомством. Официальный представитель министерства обороны Индии Ситаншу Кумар тогда заявил, что военное ведомство пока не пришло к какому-либо выводу, но отметил, что когда финалисты будут названы, выбор окажется неожиданным.
Неожиданным он, следует отметить, не оказался. Все было вполне предсказуемо.
Осенью 2010 года индийский телеканал Times Now сообщил, что Boeing наотрез отказался передавать индийцам какие-либо технологии F/A-18. Lockheed Martin еще некоторое время колебалась, но тоже решила не особо распространяться о своих технических решениях, использованных в F-16. Впрочем, даже если бы американцы и согласились делиться своими технологиями, немаловажную роль сыграла бы и политика. Дело в том, что в 1998 году Индия подпала под жесткие американские санкции, введенные после серии подземных испытаний ядерного оружия. Эти санкции были сняты только после сентября 2001 года.
Гарантий того, что Индия не подпадет под американские санкции в будущем, нет никаких. Особенно учитывая нестабильные взаимоотношения с Пакистаном, которому США уже на протяжении нескольких лет оказывают всемерную военную помощь, поставляя и модернизируя истребители и перечисляя финансирование. В частности, в 2011 году США запланировали оказать Пакистану военную помощь на три миллиарда долларов. Таким образом, участие американских истребителей в индийском тендере было скорее номинальным, чем реальным.
Впрочем, США на выход самолетов из тендера обиделись. Ведь получается, что министр торговли США Гэри Лок в феврале 2011 года съездил в Индию безрезультатно. А заявления руководителя управления Пентагона по закупкам и технологиям Эштона Картера, что "F-16 и F/A-18 являются лучшими, как с точки зрения предлагаемых технологий, так и с точки зрения цены" не нашли свою аудиторию. "Продвинуть" американские самолеты пытался и президент США Барак Обама в ходе визита в Индию в конце 2010 года. По данным компании Lockheed Martin, в настоящее время министерство обороны занимается составлением письма к индийскому военному ведомству, содержание которого пока неизвестно.
Выход Saab JAS 39 Gripen IN из тендера тоже вполне объясним. Во-первых, он является одним из двух однодвигательных истребителей (второй - F-16), принимавших участие в тендере. Считается, что двухдвигательные самолеты имеют больше шансов вернуться на базу в случае повреждения силовой установки. Во-вторых, в 2010 году ряд индийских СМИ написал, что ВВС Индии не понравился радар, установленный на самолете.
МиГ-35 до последнего момента оставался темной лошадкой, но, в конечном итоге, и его поражение можно было предвидеть. В последние два года регулярно появлялись сообщения о том, что российский истребитель на испытаниях продемонстрировал хороший боевой потенциал, но индийцев не устроили его двигатели. Как пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в "Рособоронэкспорте", в письме, полученном от министерства обороны Индии содержатся 14 пунктов, в которых детально разбираются недостатки МиГ-35.
Подробности о недостатках не раскрываются, однако известно, что одна из претензий касается двигателей. На МиГ-35 устанавливаются двигатели РД-33МК, модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска с увеличенной до 89 килоньютонов форсажной тягой. Возможно, именно тот факт, что РД-33МК является глубокой модернизацией старой силовой установки, индийцы и сочли недостатком. Кроме того, программа разработки МиГ-35 еще не завершена; серийное производство истребителя запланировано на 2013-2014 год, что тоже вряд ли прибавило привлекательности российскому самолету.
Поражение МиГ-35 было предсказуемым еще и потому, что доля российских самолетов в составе ВВС Индии быстро приближается к 50 процентам. При этом военная стратегия страны предполагает диверсификацию вооружений, а значит массовые поставки Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ и ряда других самолетов в Индию, а также совместная разработка истребителя пятого поколения FGFA на базе Т-50 (ПАК ФА) фактически стали залогом поражения МиГ-35 в MMRCA. Не помог даже приезд президента Дмитрия Медведева в Индию в декабре 2010 года.
Но несмотря на это, шансы Rafale на победу в индийском тендере не высоки. Этот же самолет участвует в бразильском тендере F-X2. ВВС Бразилии уже провели испытание французского истребителя и пришли к выводу, что хотя он и является надежной и эффективной машиной, все же слишком технически сложен и дорог в эксплуатации. Кроме того, не в пользу Rafale играет и тот факт, что Франции за десятилетнюю историю существования самолета так и не удалось заключить ни одного экспортного контракта. Интерес к покупке истребителя проявляли ОАЭ, Ливия и Оман, однако контракта так и не заключили.
Шансы же Typhoon на победу, напротив, высоки. Этот самолет тоже дорог в эксплуатации, на что ранее жаловались ВВС Великобритании, но технически является более простым, чем Rafale. Главный плюс истребителя заключается в том, что он выпускается европейским совместным предприятием Eurofighter, 46 процентов акций в котором принадлежит концерну EADS (BAE Systems контролирует 33 процента СП, а Alenia Aeronautica - 21 процент). В июле 2010 года Агентство по развитию авиации (ADA) Индии объявило, что намерено найти ключевого партнера для создания усовершенствованной версии национального истребителя Tejas - Tejas Mark II.
При этом ADA объявило, что намерено обратиться за помощью в первую очередь к EADS, которая, в случае согласия, будет оказывать компании Hindustan Aeronautics, создающей Tejas, консультационные услуги. Легкий истребитель Tejas, который будет выпускаться в версиях для ВВС и ВМС Индии, должен будет заменить все устаревшие МиГ-21. Таким образом, в результате победы Typhoon в тендере Индия сможет не только получить европейские авиационные технологии, но также и наладить сотрудничество с Eurofighter и EADS, что для проекта Tejas будет большим благом.
Благодаря сотрудничеству с EADS ADA рассчитывает применить в Tejas некоторые новые технические решения: значительно снизить массу индийского истребителя, усилить его конструкцию, а в палубной версии самолета более продуманно разместить гак. К слову, Eurofighter тоже ожидает определенных выгод от MMRCA, помимо продажи 126 истребителей. В феврале 2011 года на авиашоу Aero India 2011 в Бангалоре компания предложила министерству обороны Индии палубную версию Typhoon с регулируемым в вертикальной плоскости вектором тяги.
Тем не менее, РСК "МиГ" имеет достаточно большой портфель контрактов на поставку истребителей. В частности, компания должна поставить Мьянме 20 МиГ-29 на 400 миллионов евро, Индии - 45 МиГ-29К/КУБ на 2,2 миллиарда долларов, модернизировать 62 индийских же МиГ-29 на 964 миллиона долларов, а также передать Сирии 24 МиГ-29М/М2 на миллиард долларов. Правда, на этом экспортные соглашения "МиГа" исчерпываются, а дальнейшее будущее - туманно. По данным "Рособоронэкспорта", портфель заказов РСК "МиГ" позволяет загрузить предприятие до 2016 года.
По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в ближайшие 5-10 лет может произойти слияние "МиГа" и "Сухого", входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию.
В России на поражение МиГ-35 в индийском тендере постарались отреагировать спокойно, но нотка огорчения все же проскользнула. В своем пресс-релизе "Рособоронэкспорт" написал кратко, но понятно: "Принятое решение является исключительным правом выбора индийской стороны того или иного поставщика авиационной техники".
Между тем, поражение МиГ-35 в индийском тендере может негативно сказаться на судьбе самого истребителя. Крупный заказ со стороны ВВС Индии позволил бы увеличить серийный выпуск истребителя, соответственно существенно снизив цены на конечную продукцию для российского министерства обороны. Госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы предполагает закупку 72 МиГ-35. Тем не менее, контракт на покупку самолетов пока не заключен и, возможно, не будет заключен, особенно если вырастет конечная стоимость истребителя из-за уменьшения серии.
Кроме того, спорной теперь оказалась и целесообразность развертывания серийного производства МиГ-35 ради небольшого заказа министерства обороны России. Остается, правда, небольшая надежда на возможные заказы на МиГ-35 от стран Латинской Америки и Ближнего Востока, где "Рособоронэкспорт" начал продвигать российский истребитель, однако с поражением в MMRCA шансы самолета, вероятно, упали.