Российскому летчику Константину Ярошенко, признанному виновным в сговоре с целью контрабанды крупной партии наркотиков в США, грозит от 10 лет тюрьмы до пожизненного заключения. Об этом говорится в заявлении, распространенном после оглашения вердикта присяжных прокурором Южного округа Нью-Йорка. Приговор россиянину, который был задержан в Либерии в мае 2010 года и передан США, будет вынесен 28 июля.
Присяжные в суде Нью-Йорка вынесли в отношении Константина Ярошенко обвинительный вердикт 28 апреля. По версии американских правоохранительных органов, пилот планировал за 5,7 миллиона долларов перевезти из Венесуэлы в Либерию и Гану четыре тонны кокаина, часть которого должна была отправиться затем в США. Именно за последнее - участие в подготовке операции по переправке наркотиков в Соединенные Штаты - Ярошенко и придется отбывать многолетний срок. За намерение перевезти наркотики в Африку судить пилота в Америке не могли, поскольку интересам США это напрямую не угрожает.
Двое из трех подельников Ярошенко, которых судили вместе с ним, были оправданы, еще одного признали виновным. Как сообщает BBC News, адвокаты тех, кого оправдали, не отрицали, что подзащитные занимались перевозкой кокаина. Однако защите удалось доказать, что обвиняемые-ганцы не знали о намерении своих сообщников отвезти часть наркотиков в США.
Ярошенко и после оглашения обвинительного вердикта отказался признать вину. "Я невиновен", - дважды прокричал он своей жене и дочери, выйдя из зала суда. Об этом сообщает "Коммерсантъ". Впрочем, по словам адвоката пилота Ли Гинзберга, обжалование вердикта, если его вынесло жюри присяжных, в 99 процентах случаев к успеху не приводит. Защита, тем не менее, намерена подать апелляцию и настаивает на том, что Ярошенко был задержан в Либерии незаконно.
О сроке, который предстоит отбыть россиянину в американской тюрьме, строятся самые разные предположения. Эксперты, с которыми беседовал корреспондент BBC News, предполагают, что Ярошенко получит от 22 до 25 лет. Шансы избежать столь сурового наказания у него были.
Во-первых, он мог пойти на сделку со следствием и признать свою вину. Сообщалось, что в таком случае приговор мог бы составить 15 лет тюрьмы с правом досрочного освобождения через 8 лет. Во-вторых, ему предлагали смягчить наказание в обмен на показания против другого россиянина - Виктора Бута, которого американцы обвиняют в незаконной торговле оружием. Пилот отказался и от этой сделки, заявив, что о деятельности Бута ничего не знает. Об этом рассказала жена Ярошенко Виктория. По ее словам, мужу пообещали, что в случае дачи таких показаний у него "все будет хорошо", а его жена и дочь получат право на проживание в США.
Возможно, столь непримиримая позиция объяснялась тем, что Ярошенко рассчитывал на оправдательный приговор. Быть может, и такие шансы тоже были - ведь двое его подельников наказания избежали.
Главным аргументом обвинения были тайно записанные переговоры, которые Ярошенко вел по поводу транспортировки наркотиков. На записях, которые представили в суде, слышно, как он соглашается перевезти кокаин, торгуется, требует задаток в три миллиона долларов и рассказывает о своих предыдущих рейсах подобного рода. Большую сумму требуемого "гонорара" он объяснял тем, что может сесть в тюрьму и должен что-то оставить семье. Бут же, как признавался пилот на этих встречах, ему "как родной". Ярошенко, по собственным словам, когда-то работал на него в Анголе. В ходе переговоров обсуждалась и возможность поставок кокаина в Россию.
Адвокат Ярошенко утверждал, что его подзащитный просто "подыгрывал" агентам и осведомителям американского Управления по борьбе с наркотиками DEA (непонятно, правда, зачем), а его заявления, в частности, о знакомстве с Бутом - пустая похвальба.
Осведомитель DEA вышел на Ярошенко - владельца небольшой авиакомпании "РостАвиа" - летом 2009 года. В декабре того же года они встретились в киевской гостинице "Интерконтиненталь", в Киеве же в марте 2010 года прошли и основные переговоры.
Как следует из обвинительного заключения, датированного 1 июня 2010 года, группировка, в которую входил Ярошенко, попыталась подкупить представителей властей Либерии. Эти чиновники, в том числе приемный сын президента Либерии, тайно сотрудничали с DEA. В документе сказано, что операция осуществлялась при содействии служб безопасности Украины (видимо, речь идет о киевских встречах Ярошенко).
Внимание, которое было привлечено к этому делу, объясняется обстоятельствами задержания и перевозки Ярошенко в США. Удивляет та скорость, с которой пилот оказался в американской тюрьме. 28 мая его задержали в Либерии, а уже 30 мая он был под стражей в Нью-Йорке. Причем Россия не была своевременно уведомлена ни о задержании своего гражданина в Либерии, ни о его экстрадиции в США.
После протестной ноты российского МИДа Госдепартамент США принес Москве свои извинения и объяснил произошедшее ошибкой чиновника, отправившего уведомление об аресте Ярошенко на неправильный номер факса. История с факсом, впрочем, выглядит странно, ведь даже при отправке рядовых запросов в какую-либо организацию туда принято звонить и узнавать, дошел ли факс. Возмущение произошедшим выразил не только МИД, но и глава российского правительства Владимир Путин.
Яснее всего политический аспект дела выразил российский адвокат Ярошенко Александр Боженко. "Никогда еще российский гражданин не задерживался на территории третьих стран и не переправлялся тайно в тюрьму США - это нарушение существующих конвенций между США и Россией", - заявил он в июле 2010 года. В этом и состоит вся важность прецедента. Если подобная практика будет продолжена, угроза ареста и депортации в США может нависнуть и над другими россиянами, чья незаконная деятельность так или иначе угрожает интересам Америки.