На протяжении всей истории рейтинга топ-100 алкогольных брендов в нем лидирует Smirnoff - водка с российским названием, которую выпускает британская компания Diageo. В 2011 году Smirnoff также возглавила топ, опубликованный 17 мая. Героями чарта являются не производители алкоголя, а сами бренды, ценность которых агентство Intangible Business оценивает по нескольким факторам. Первый раз топ-100 был составлен в 2006 году.
Рейтинг Intangible Business - один из основных чартов алкогольного рынка. Для того чтобы оценить бренд, сотрудники агентства суммируют различные показатели. Они делятся на две группы: "жесткие факторы" (доля на рынке, прогнозируемый рост в ближайшие 10 лет, ценовая политика и количество местных рынков, на которых присутствует бренд) и "мягкие факторы" (узнаваемость бренда, отношение к бренду, история бренда и его место в культуре, а также лояльность к покупке товаров выбранной марки). В итоге алкоголь оценивается по шкале от 1 до 100 процентов.
Водка Smirnoff, возглавившая первый топ-100 алкогольных брендов в 2006 году, лидирует в нем до сих пор. Вторую и третью позицию стабильно занимают ром Bacardi и виски Johnnie Walker, которые иногда меняются местами. Так, в этом году Bacardi обосновался на второй позиции, а Johnnie Walker отправился на третью.
В 2011 году Smirnoff удержалась на первом месте, несмотря на 5-процентное падение рейтинга. В 2010 году ее позиции оценивались в 93,6 процента, в этом - 88,9. Перемены объясняются тем, что за последний год на 1 процент уменьшились объемы производства водки, на 2 процента ухудшилась репутация бренда Smirnoff и на 4 процента снизилась его стоимость. В отличие от теряющего позиции лидера, некоторые участники топа делают заметные успехи. Так, на 17 пунктов вверх шагнула шведская водка Svedka, занявшая 29 место.
Так как агентство оценивает именно бренды, в рейтинге нередко присутствует несколько марок, которые принадлежат одной и той же компании. Ту же водку Smirnoff выпускает британская компания Diageo, которая представлена в рейтинге 16 марками. Этой же компании принадлежат Johnnie Walker, ром Captain Morgan (9 место), текила Jose Cuervo (12 место), ликер Baileys (13 место) и другие культовые марки алкоголя.
Шире всего в рейтинге этого года традиционно оказались представлены США: 17 наименований топового алкоголя производятся именно в этой стране. В основном в Штатах делают вино и виски, реже - коньяк, джин, водку и ликеры. На втором месте находится Шотландия, представленная 16 марками виски. На третьем расположилась Франция (14 брендов, в основном - коньяк и шампанское).
Самой большой популярностью в рейтинге отличилось виски: этот напиток занимает 26 из 100 строк топа. Самыми ценными марками виски стали шотландский Johnnie Walker и американский Jack Daniel's (8 место в общем чарте).
По 15 строчек приходятся на вино и ароматизированные виды алкогольных напитков (ликеры, биттеры, настойки). Винными лидерами стали американское Gallo (16 место в топе) и чилийское Concha y Toro (18 место). Из ликеров и биттеров самыми ценными оказались немецкий травяной ликер Jagermeister (11 место) и сливочный ирландский Baileys (13 место). Самым ценным брендом шампанского стало французское Moet & Chandon, которое выпускает Louis Vuitton Moet Hennessy (15 место).
На следующем месте водочные бренды, которых в чарте всего десять. Самые популярные - Smirnoff и шведская Absolut (5 место).
Россия представлена в рейтинге исключительно водкой. Это две марки, занявшие соответственно 35 и 44 позицию: "Столичная" и "Русский стандарт". "Русский стандарт" в этом году существенно укрепил свои позиции, поднявшись сразу на 10 мест по сравнению с результатами прошлого года.
В мире существует несколько алкогольных рейтингов. Так, компания Euromonitor International ежегодно составляет рейтинг The Drinks International Millionaires Club, который объединяет все алкогольные бренды, чьи объемы продаж превышают 1 миллион 9-литровых кейсов (бутылки алкоголя могут быть разной емкости, и для удобства подсчетов часто используют условный 9-литровый кейс).
Последний топ от Euromonitor International вышел в июле 2010 года. В тройку лидеров Millionaires Club также вошла водка Smirnoff, занявшая там второе место. Однако первое и третье места достались менее известным брендам - это марки корейской водки соджу Jinro Limited и Lotte Liquor, продающиеся в основном на местных рынках. Ром Bacardi занял в этом чарте только 5 позицию, Johnnie Walker оказался на 8 месте.
Еще один топ-10 регулярно публикует немецкая газета Handelsblatt. За меру оценки в газете тоже считают объемы продаж, только не в кейсах, а в бутылках. В последнем рейтинге, который появился в феврале 2011 года, список крупнейших мировых алкогольных марок также возглавила водка Smirnoff. На втором месте идет Bacardi, на третьем - Johnnie Walker. Таким образом, тройка лидеров по объемам продаж дублирует верхушку рейтинга топ-100 от Intangible Business.