Проклятье Джонни

В прокат выходят четвертые "Пираты Карибского моря"

Первый фильм серии "Пираты Карибского моря" вышел в прокат в 2003 году. Идея картины с самого начала казалась сомнительной: авторы сценария в качестве отправной точки использовали один из аттракционов диснеевских парков. Тем не менее, режиссеру Гору Вербински удалось нащупать верный курс, и лента получилась вполне удачной. Фильм получил приличные отзывы критиков и собрал в прокате более 650 миллионов долларов (при бюджете в 140 миллионов). Разумеется, за первыми "Пиратами" довольно быстро последовали сиквелы.

Первое продолжение, "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца", выпустили на экраны в 2006 году. Третий фильм, "Пираты Карибского моря: На краю света", представили зрителям в 2007 году. Сборы всех трех лент оставались высокими (всего "Пираты" заработали в мировом прокате около 2,7 миллиарда долларов), но и затраты на производство каждой новой серии росли. Кроме того, отношение критиков к франшизе становилось все более агрессивным. Для сравнения, на сайте Metacritic рейтинги трех фильмов - 63, 53 и 50, на ресурсе Rotten Tomatoes - 78, 54 и 45.

В общем, к четвертым "Пиратам" стало понятно, что пора что-то менять. В результате новая лента, получившая подзаголовок "На странных берегах" ("On Stranger Tides"), стала во многом первой. Это первая картина франшизы, снятая в формате 3D. Кроме того, это первая серия, в которой не заняты актеры Орландо Блум и Кира Найтли. И, наконец, это первые "Пираты", над которыми Гор Вербински не работал в качестве режиссера. На этом посту его сменил Роб Маршалл, известный по фильмам "Мемуары гейши" и "Чикаго".

Российская премьера фильма "На странных берегах" запланирована на среду, 18 мая. До 15 мая включительно прокатчики просили о новых "Пиратах" не писать - видимо, чтобы секреты сюжета не раскрылись перед зрителями раньше времени. Правда, главный секрет заключается в том, что внятного сюжета в фильме нет. История, рассказанная в полнометражной картине, в целом соответствует десятиминутной серии "Тома и Джерри". Сравнивать "Пиратов" лучше с каким-нибудь из выпусков, в котором к мышонку и коту присоединяется еще и бульдог Спайк. Дело в том, что в фильме Маршалла речь идет о противоборстве не двух, а трех сторон. За право воспользоваться Источником вечной молодости сражаются какие-то довольно абстрактные испанцы, британцы под предводительством Барбоссы (Джеффри Раш), а также величайший пират всех времен Черная Борода (Иэн Макшейн) и его дочь Анжелика (Пенелопа Крус). К последним по ряду причин присоединяется и Джек Воробей (Джонни Депп). На протяжении всего фильма вышеперечисленные швыряют друг в друга кокосовые орехи и другие твердые предметы, размахивают оказавшимся под рукой оружием и преодолевают различные ландшафтные препятствия. То есть делают именно то, чем традиционно занимаются Том, Джерри и Спайк.

Кроме того, Макшейн время от времени угрожающе смеется, Крус изображает роковую женщину, а Депп много и самозабвенно кривляется. От Джонни, впрочем, другого и не ждут. Это, кажется, тот случай, когда актер сросся с ролью, он по-другому уже не умеет. Проблема заключается в том, что проклятье Джонни пало и на Раша. Джеффри насмотрелся на младшего коллегу и теперь старательно корчит рожи и паясничает - смешит зрителей. К сожалению, веселее от этого не становится.

В отсутствие героев Блума и Найтли за романтическую линию отвечают два новых персонажа - молодой проповедник (Сэм Клафлин) и русалка (Астрид Берже-Фрисби). Правда, этот сюжетный ход не получает развития и вообще, кажется, ведет в тупик. Кроме того, в роли отца Джека Воробья в новых "Пиратах" опять снялся гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс. Его присутствие в фильме можно было бы расценивать как плюс, однако в кадре музыкант появляется всего секунд на 20.

Впрочем, в случае с "Пиратами" актеры - это дело десятое, главное - трюки и спецэффекты. Их предостаточно, и в целом они довольно качественные. Есть сложный акробатический номер в стенах королевского дворца, погоня по улицам Лондона, побоище у Источника вечной молодости, а также сражение с русалками. (Хвостатых женщин, видимо, скрестили с Человеком-пауком - как еще можно объяснить тот факт, что русалки умеют запускать из ладоней струи клейкой паутины?) При этом ни один из перечисленных эпизодов не может сравниться по масштабности и зрелищности со сценой с Кракеном из вторых "Пиратов". И это при том, что лента "Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца" вышла в прокат пять лет назад. Но в целом жаловаться глупо: спецэффекты - это лучшее, что есть в фильме Маршалла.

Четвертые "Пираты Карибского моря" в конечном итоге оказываются возвращением к корням. Это даже не фильм, а аттракцион. Посмотреть картину Маршалла - все равно что прокатиться на "Американских горках". Первая поездка продолжительностью в пару минут вызывает радость. Сразу хочется попробовать еще. Второй круг оказывается менее увлекательным. Во время третьего заезда укачивает. На четвертый раз уже, извините, тошнит. Возможно, даже не в самом аттракционе проблема - просто так у человека вестибулярный аппарат устроен. Так вот, фильм Маршалла - это как сеанс катания на каруселях продолжительностью в два с лишним часа. Может, это и было бы весело, если бы так не утомляло.