Во время пресс-конференции, посвященной показу "Меланхолии", режиссер фильма Ларс фон Триер не очень удачно пошутил про нацистов, Гитлера и евреев. Эта шутка стоила Триеру присутствия на фестивале, организаторы которого, скорее под впечатлением от разразившегося скандала, нежели от слов самого режиссера, поспешили объявить его персоной нон грата. Сам Триер, конечно, извинился за неудачную шутку, расстроился из-за запрета, но остался при своем.
Скандал развивался стремительно. В среду, 18 мая 2011 года, проходила пресс-конференция, посвященная новому фильму Ларса фон Триера "Меланхолия" (эта лента, рассказывающая о встрече Земли с мигрирующей планетой Меланхолия, которая скрывалась от людей по ту сторону Солнца, считалась одним из фаворитов в борьбе за "Золотую пальмовую ветвь"). Во время конференции (ее текст можно посмотреть здесь) Триера попросили рассказать о его немецких корнях, а также прокомментировать собственное заявление некоему неназванному датскому изданию об интересе к нацистской эстетике. Для того чтобы понять, почему Триер ответил так, как ответил, необходимо сделать пару небольших отступлений.
Первое. Дело в том, что мать Ларса фон Триера Ингер Триер была довольно своеобразной женщиной (например, убежденной коммунисткой, что для Дании, прямо скажем, не совсем обычно). В частности, она скрывала от сына, что ее супруг-еврей, которого Ларс считал отцом, на самом деле таковым не является. Более того, одно время Триер даже увлекся иудаизмом, однако шокирующее признание матери незадолго до смерти в 1989 году все изменило. В результате он перешел в католицизм (настоящий отец фон Триера оказался немцем), а у журналистов на пресс-конференциях появился стандартный вопрос к именитому режиссеру "о немецких корнях".
Второе. Ларс фон Триер известен своей любовью к эпатажным и провокационным шуткам по обе стороны камеры. Например, на пальцах правой руки у него вытатуировано простое английское слово "FUCK" (по одной букве на палец). Про собственный фильм "Мандерлей" он сказал следующее: "Я ожидаю, что мой фильм объединит Ку-клукс-клан и цветных, потому что и те и другие захотят после этого меня убить". А в интервью Die Zeit в 2005 году он заявил, что Джордж Буш влюблен в Кондолиззу Райс и просто мечтает, чтобы она его (то есть Буша) отшлепала. То же касается и сюжетов его фильмов - например, действие все того же "Мандерлея" разворачивается в начале прошлого века в деревне, где чернокожие рабы почти поголовно не знают, что рабство отменили еще сорок лет назад.
В общем никакого удивления попытка режиссера отшутиться в ответ на давно надоевший ему вопрос не вызывает. Вместе с тем удивительно, насколько плохо у фон Триера получилось пошутить (осторожно! несмотря на двухминутную длительность ролик создает ощущение, будто режиссер говорит часами). Из ролика следует, что до собственно ответа на вопрос о нацистской эстетике режиссер так и не добрался (а послушать фон Триера было бы интересно - он как-то заметил, что с визуальной точки зрения зло гораздо интереснее добра). Однако он успел заявить, что симпатизирует Гитлеру несмотря на то, что тот - ужасный злодей, а закончил свой неуклюжий монолог фразой "Ну да, я нацист". Судя по смеху, в тот момент присутствовавшие в аудитории люди оценили если не юмор, то хотя бы попытку Триера сказать что-то остроумное.
Но фраза эта попала в новости и, как часто бывает, шутил режиссер или нет - уже перестало иметь значение. Разразился вполне себе приличных масштабов скандал. К несчастью, высказывания Триера очень удачно легли на еще относительно свежие воспоминания публики об антисемитских тирадах Джона Гальяно. Сравнивать неуклюжий бубнеж Триера с пламенной отповедью вдрызг пьяного усатого модельера как минимум некорректно, однако публику это не остановило.
Уже к вечеру все обсуждали, какие же страшные последствия будет иметь для фон Триера это высказывание. Многие предположили, что режиссер не просто похоронил прокатные и фестивальные перспективы "Меланхолии", но еще и больно ударил по Кирнстен Данст, которая не только сыграла главную роль в его фильме, но и сидела непосредственно рядом с режиссером во время пресс-конференции. Кроме того говорилось, что фон Триер может столкнуться с настоящим бойкотом со стороны инвесторов, из-за чего не сможет больше снимать фильмы.
Ко всеобщей истерии достаточно быстро подключились коллеги фон Триера по цеху, с которыми датчанин никогда хороших отношений и не поддерживал. Например, Клод Лелуш сообщил Agence France-Presse, что Ларс фон Триер "совершил кинематографическое самоубийство". "А жаль, ведь он снимал замечательные фильмы. Он останется в истории кино лишь буйными выходками", - заявил режиссер, добавив, что художникам следует быть примером для остальных.
Фон Триер извинился за свои слова, но несмотря на это организаторы Каннского фестиваля поспешили избавиться от режиссера, получившего девятую за последние пятнадцать лет номинацию на фестивале, а в 2000 году завоевавшего Золотую пальмовую ветвь за "Танцующую в темноте" с Бьорк в главной роли. "Ларс фон Триер решил использовать трибуну (фестиваля) для неприемлемых и противоречащих идеалам человечества и благородства выражений <...> Административный совет решительно осуждает эти заявления и объявляет Ларса фон Триера персоной нон грата на Каннском фестивале, это заявление немедленно вступает в силу", - приводит выдержку из заявления фестиваля РИА Новости. При этом, однако, убрать "Меланхолию" из программы фестиваля никто не решился.
На этом месте в скандале, в принципе можно ставить точку. Сам фон Триер заявил, что ничего обжаловать не планирует, да что там не планирует - почти гордится запретом. "Я горд тем, что меня объявили персоной нон грата. Кажется, такое происходит впервые в истории кино", - заявил он. "Я никого не желал обидеть. Просто я такой, какой я есть, я не могу изменить свою сущность. Что ж теперь делать? Может быть, Петеру Аальбеку, моему продюсеру, вывезти меня на всеобщее обозрение в клетке?" - добавил режиссер (про клетку, если что, это ирония).
Пресса, в свою очередь, скорее всего вскоре забудет про фон Триера, как когда-то забыла про Мэла Гибсона и Гальяно. Вместе с тем вопрос, вскользь затронутый Лелушем, в очередной раз останется без ответа - следует ли оценивать произведение вместе с творцом, или оно не имеет почти никакого отношения к личности создателя? Каннский фестиваль сделал, вероятно, мудрый выбор в глупой ситуации, пообещав оценивать "Меланхолию" вне контекста данного скандала. Так же следует поступить любому здравомыслящему зрителю. Впрочем, здравомыслящим зрителям не надо объяснять, как вести себя в данной ситуации. Остальным подобные увещевания, хоть кол на голове теши, не помогут.