Вот уже 11 лет, как люди ждут возвращения Алисы. Нет, не киношной, не литературной и не мультяшной. А той самой виртуальной Алисы Американа Макги, которую мир увидел в 2000 году. С того момента игра стала культовой, а образы главной героини и Чеширского кота узнаваемы даже тем, кто на экране монитора их и не видел. Наверное, будь жив Льюис Кэррол, он бы оценил такую необычную историю по мотивам своей книги. Спустя 11 лет выходит продолжение той самой игры, которая осталась в сердцах многих игроков того времени. Редакция "Ленты.ру" вдумчиво поиграла в первую главу Alice: Madness Returns и решила рассказать о грядущем возвращении любимицы геймеров всего мира.
Начнем с того, что уже выросло поколение игроков, которые не только не играли, но даже и не слышали про первую часть. Для них "игра по Алисе в Стране Чудес" скорее видится неким компьютерным вариантом кинокартины Тима Бертона. Но такое буйство воспаленной фантазии, как в American McGee's Alice, мало кто может себе представить. Только там Алиса бегала с окровавленным ножом, а Чеширский кот был похож на маньяка-убийцу. Только в той Стране Чудес на каждом углу ожидала опасность, а самые милые существа оказывались самыми кровожадными. У игры были не только оригинальные концепция и дизайн, но и прекрасная графика. В 2000 году движок Quake 3 был в новинку, а разработчики на тот момент смогли воспользоваться всеми его доступными преимуществами.
Итак, в мире Алисы прошло 11 лет. Теперь она не девочка-подросток, а молодая женщина. Ее выпустили из психиатрической клиники в конце первой части игры, и теперь она находится на попечении психиатра, у которого есть собственный детский приют. Повествование начинается с того, что героиня вспоминает ужасные обстоятельства гибели ее родителей при пожаре, в котором она оказалась единственной выжившей. Доктор периодически проводит с Алисой сеансы гипноза, пытаясь докопаться до глубинных переживаний и воспоминаний о пребывании в Стране Чудес. Игра начинается как раз с такого сеанса, в ходе которого у Алисы наступает очередной психоз. Доктор будит ее и отправляет в город за лекарствами.
После беглого осмотра окрестностей становится очевидно, что технически игра находится на довольно посредственном уровне. Она выглядит вполне современно, но красот Crysis или Mass Effect здесь не наблюдается. Основной особенностью игры является, очевидно, не графика. В Alice: Madness Returns, как и в первой части, прекрасный дизайн. Каждая деталь обстановки, персонаж, дом, цветок, задний план - все выглядит настолько необычно и красиво, что игре можно спокойно простить недостаточное количество шейдеров на квадратный сантиметр.
Пройдясь немного по приюту и поговорив с не очень-то дружелюбными детьми, героиня отправляется на улицы Лондона конца XIX века. В соответствии со стилистикой игры, улицы мрачны, грязны и полны гротескных персонажей, каждый из которых при первом же взгляде узнаваем - сразу понимаешь, где бандит, где проститутка, а где мясник или городской пьяница. Стоит отметить хорошую озвучку игры, которая усиливает впечатление от встреченных людей. Да и сама Алиса разговаривает с характерным аристократичным британским акцентом, который явно выделяет ее из всех окружающих.
В одном из переулков Алиса видит белого котенка, за которым она решает, исходя из невнятных воспоминаний, последовать. Героиня выходит на небольшую площадь, где впервые за много лет она видит фигуры людей-кроликов из своих кошмаров и не сразу понимает - кажется ей это или происходит на самом деле. Здесь Алису неожиданно находит медсестра, появление которой рассеивает наваждение. Она приводит героиню на крышу своего дома, где должна отдать ей лекарства. Здесь у игрока появляется шанс взглянуть на панораму затянутого смогом Лондона, в который Алисе предстоит впоследствии еще не раз вернуться. В этот момент девушка видит новый кошмар наяву, который в итоге приводит к тому, что она проваливается в бездну. В полете Алиса превращается из измотанной тяжкой жизнью девушки в статную даму с длинными волосами цвета вороного крыла, образ которой так запомнился игрокам по прошлой части.
Планируя на подоле платья, героиня спускается с неба в Страну Чудес. Вокруг сочные яркие цвета, каждое растение и все представители фауны живут своей жизнью. А на встречу Алисе выходит ее старый знакомый Чеширский Кот, который, казалось бы, совсем не изменился с последней встречи. Он сообщает, что Страна за 11 лет перестала быть чудесной, и теперь зло поселилось в ней.
Так начинается Alice: Madness Returns. Буквально в первые 20 минут становится понятно, что в этой игре быть к чему-либо готовым невозможно - все происходящее на экране всегда необычно и неожиданно. По прибытию в уже знакомую местность Алиса находит свой нож рядом со скелетом Бармаглота. После воссоединения с последним атрибутом своего канонического образа, героиня предстает перед игроками во всей красе и отправляется на поиски новых приключений.
Разработчики из Spicy Horse оставили игровую механику почти нетронутой, добавив в нее новые элементы, которые скорее дополняют процесс прохождения игры, чем изменяют его. Например, теперь Алиса умеет в любой момент уменьшаться. Таким образом можно попасть в различные недоступные на первый взгляд места, а также найти потайные ходы, ведущие в секретные комнаты. При этом девушка не просто уменьшается, но и получает особое чутье - оно позволяет видеть скрытые надписи и объекты. И если сначала на каждом шагу даются подсказки, когда стоило бы уменьшиться и взглянуть на мир с помощью особого зрения, то далее игроку самому придется решать, в какой момент следует проверить пространство вокруг.
Некоторое время спустя Алиса получает первое дальнобойное оружие - перечницу. Помимо очевидной функции, она выполняет роль "ключа" в различных областях Страны Чудес. Повсюду в игре можно встретить необычные существа - летающие Пятачки. Обычно они охраняют какое-нибудь сокровище или стоят на страже двери. Чтобы их устранить, нужно обстрелять их из перечницы, после чего они чихают и открывают путь дальше.
Как только у Алисы появляется оружие, на нее начинают нападать враждебные существа. Судя по сюжету, это "испорченные" жители Страны Чудес: покрытые черной слизью личинки и детские куклы, летающие болты, гоблины, свирепые чайники и прочие довольно странного вида враги. В процессе сражения очень быстро осваивается новая механика боя. Теперь Алиса умеет фокусироваться на противниках, не забывая при этом периодически переключать внимание на различных врагов. Такое нововведение вполне оправдано, так как противников много, а появляются они из самых разных мест, поэтому всегда есть риск увидеть героиню в кольце из ползающих, летающих и прыгающих врагов.
В течение первой главы Алиса побывает в старом Лондоне, лесах и горах Страны Чудес, а также в замке Шляпника. Каждая из локаций очень сильно отличается от предыдущей. Здесь сразу становится очевидно, что дизайнеры игры постарались на славу, создавая столь необычные пространства. Каждый элемент окружающей обстановки находится явно на своем месте и точно вписывается в концепцию конкретной локации, а желание удивить и местами шокировать игрока очевидно являлось основополагающим для мистера Макги и Spicy Horse в ходе разработки игры.
Основной целью Alice: Madness Returns является сбор воспоминаний, которые раскиданы повсюду в виде кристаллов. При их нахождении игрок постепенно узнает о судьбе семьи Алисы, что в итоге должно помочь героине понять, как же все было на самом деле, а заодно разложить все в своей душе по полочкам. И похоже именно достижение душевного равновесия является конечным результатом прохождения игры, так как девушка запуталась в своей памяти и больше не может понять, где реальность, а где ее кошмары.
Подводя итог, можно сказать, что проект станет приятным сюрпризом для взрослых игроков, которые помнят "ту самую" Алису. По сути она осталась почти такой же, только теперь повествование ведется живее, игровой процесс более динамичный, а сама по себе Alice: Madness Returns выглядит красиво и очень оригинально. Все новички смогут по достоинству оценить качественную приключенческую игру, с необычным сюжетом и очень выразительным дизайном. Алиса возвращается, а с ней возвращается и безумие - теперь еще более жестокое и поистине абсурдное, но не перестающее быть от этого красивым.