В конце мая в Исландии началось извержение вулкана с простым названием Гримсвотн. Оно стихло только спустя четыре дня, и за это время в атмосферу попало больше опасного для самолетов пепла, чем выбросил за весь 2010 год печально известный Эйяфьятлайокудль. Столб пепла поднялся на высоту 20 километров и заставил европейских авиаперевозчиков массово отменять рейсы.
Извержение Гримсвотна началось в 19:25 по Гринвичу в субботу, 21 мая. Прошлогодний опыт с Эйяфьятлайокудлем, который парализовал авиасообщение в северной части Европы, заставил метеорологов внимательнее присмотреться к характеру пепла, который выбросил Гримсвотн из недр Земли. Результаты наблюдений оказались не слишком приятными - из-за угрозы проникновения пепла в двигатели самолетов уже утром в воскресенье прекратил работу крупнейший аэропорт Исландии Кефлавик.
Тем не менее, в первое время сообщалось, что облако вулканического пепла, образовавшееся в результате извержения Гримсвотна, Европе существенно не навредит, так как частички пепла более тяжелые, чем в случае с Эйяфьятлайокудлем, и осядут достаточно быстро. Но вулкан продолжил извергаться с новой силой, и в воздух стали поступать огромные облака пепла. Во время активной фазы извержения вулкан выбрасывал до десяти тысяч тонн пепла каждую секунду, позднее этот показатель снизился до одной-двух тысяч тонн. За первые 36 часов извержения Гримсвотн выбросил в атмосферу больше пепла, чем Эйяфьятлайокудль за все время своей активности в прошлом году.
Заметнее всего последствия извержения оказались в самой Исландии. Вулкан Гримсвотн находился под ледником Ватнайокудль, вблизи которого никто не живет, однако пепел добрался не только до ближайших населенных пунктов, но и до расположенного на другом конце острова Рейкьявика.
Масштаб стихийного явления вызвал беспокойство у контролирующих воздушное пространство Европы органов, и уже с 23 мая начали поступать сообщения об отмене рейсов не только в Исландию, но и в отдельных районах Великобритании и континентальной Европы. Так, в понедельник для полетов закрыли территорию Шотландии, что привело к отмене более 250 рейсов.
Из-за угрозы перебоев с авиасообщением на день раньше запланированного срока пришлось покинуть Ирландию президенту США Бараку Обаме, который начал в середине мая свое европейское турне. На следующий день после отлета американского президента Ирландия и в самом деле столкнулась с задержками рейсов. Ситуация, когда пепел встает на пути у сильных мира сего, не нова - год назад именно исландский вулкан помешал Обаме и многим другим мировым лидерам приехать на похороны президента Польши Леха Качиньского.
Огромное облако пепла продолжало продвигаться в сторону континентальной Европы и к утру 25 мая достигло севера Германии. Из соображений безопасности еще во вторник были отложены 500 с лишним авиарейсов, а в среду, когда воздушное пространство Германии оказалось непригодным для полетов, их число стало приближаться к тысяче. Так, только в Берлине авиакомпании Lufthansa и Air Berlin констатировали отмену 200 запланированных вылетов.
Авиакомпании, вынужденные мириться с запретами контролирующих воздушное пространство органов, уже высказали свое сомнение в опасности пепла для полетов. Так, сперва свои тесты провел дискаунтер Ryanair, а затем вполне респектабельная British Airways. Обе компании в ходе исследований никакой опасности для полетов не увидели, а на тестовом самолете Ryanair даже не было обнаружено частичек пепла во время полета в потенциально опасной зоне.
Вопрос об обоснованности запретов на полеты в загрязненной вулканическим пеплом атмосфере поднимается не впервые. За всю историю полетов инцидентов с пеплом было зафиксировано всего два, и оба они завершились благополучно, но вряд ли это можно назвать основанием для отказа от крупномасштабных запретов на полеты. В конце концов, мало кому хотелось бы оказаться в самолете с полностью отказавшими двигателями, как это было в Индонезии с самолетом British Airways в 1982 году. Наиболее опасны облака пепла на высоте от пяти до девяти километров, где летает гражданская авиация.
Судя по всему, ситуация с извержением Гримсвотна действительно не так серьезна, как это может показаться. К ночи на 25 мая вулкан прекратил извергаться, а облако пепла непосредственно над ним уже успело рассеяться. Что бы ни говорили авиакомпании, количество задержанных рейсов ни в какое сравнение не идет с тем, какой коллапс вызвал Эйяфьятлайокудль. Ущерб от задержки рейсов на протяжении шести дней тогда составил чуть ли не два миллиарда долларов.
Никаких гарантий, что сильнейшее за сто лет извержение Гримсвотна не обернется повторным выбросом пепла, конечно, никто дать не может, но пока что ему удалось лишь припугнуть Европу, а не вновь нанести гигантские убытки авиаиндустрии и испортить отдых и деловые поездки сотням тысяч человек.