В декабре 2010 года власти России создали компанию "Курорты Северного Кавказа", которая должна построить лыжные трассы, гостиницы и инфраструктуру в пяти туристических точках региона. На проект планируется потратить более 450 миллиардов рублей, причем большую часть средств должны вложить частные инвесторы. Через полгода после создания компании один из таких инвесторов нашелся: в курорты Северного Кавказа собрался инвестировать французский Caisse des Depots et Consignations.
Активное развитие экономики Кавказа на деньги федеральных властей и частных предпринимателей - давняя идея президента России Дмитрия Медведева. В 2010 году, например, он перевел на Кавказ бывшего главу администрации Красноярского края Александра Хлопонина, сделав его полномочным представителем президента в Северо-Кавказском федеральном округе (читай: главным по экономическому развитию региона). Чуть позже президент попросил бизнесменов - выходцев с Кавказа тряхнуть мошной ради родных мест.
Еще одной инициативой президента стало создание компании "Курорты Северного Кавказа", которая должна выполнить проект "Высота 5642": построить лыжные трассы, дороги и гостиницы в пяти местах: Матласе (Дагестан), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея), Мамисоне (Северная Осетия) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария). Силы на это брошены были немалые: государство сразу же вложило в проект два миллиарда долларов и стало собственником 98 процентов акций компании. Миноритариями проекта оказались два госбанка - ВЭБ и Сбербанк, которые, по идее чиновников, должны помочь с привлечением инвестиций.
Суть нововведений Медведева на Кавказе заключается в том, что безопасность в регионе в ближайшее время должна будет обеспечиваться не столько силовым, сколько экономическим путем: если у жителей гор будет нормальная высокооплачиваемая работа, то в террористы они не пойдут, а наоборот - будут сами защищать свое благосостояние.
В этой связи "Курорты Северного Кавказа" - едва ли не самый важный проект правительства, ведь он должен занять сотни тысяч человек: как на стройке, так и на последующем обслуживании туристов. Но чтобы проект состоялся, нужно не только построить трассы и научить жителей Северного Кавказа правилам европейского сервиса, но и убедить россиян ехать отдыхать на Кавказ. Для этого он должен быть либо дешевле европейских зимних курортов (но тогда возникнут сложности с окупаемостью), либо услуги на нем должны быть качественнее, но это повлечет за собой дополнительные траты участников проекта.
Впрочем, главное даже не в этом - россиянам, а уж тем более европейцам, если они на курорт поедут, необходимо предоставить доказательства того, что на Кавказе безопасно. Сделать это, учитывая последние нападения боевиков на туристов, будет сложно. Чиновники проблему осознают, но как с ней справиться, пока не знают: на совещании у помощника президента Аркадия Дворковича в феврале 2011 года курорты даже предложили обнести трехметровым забором, создав что-то типа закрытых зон. Идея одобрена не была, но характерно, что она вообще появилась: в том, что через несколько лет террористов на Северном Кавказе не останется, возникают большие сомнения.
В самой КСК, впрочем, уверены, что им удастся привлечь туристов. Председатель совета директоров компании Ахмед Билалов в январе 2011 года рассказывал "Коммерсанту", что 80 процентов жителей России не имеют заграничных паспортов, а интерес к зимнему отдыху постоянно растет. Таким образом, у россиян просто не остается выбора - ездить на Кавказ они все равно будут.
Изящно в КСК планируют решить и проблему с заграничными туристами - предполагается привлекать на Кавказ не только искушенных в зимних видах спорта европейцев, но и жителей Китая и Индии. Путешественники из развивающихся стран не так взыскательны к сервису, а перелет к месту отдыха для них будет удобнее: и ближе, и дешевле. Да и за новостями о террористах в Китае и Индии следят вовсе не так пристально, как во внимательной Европе.
Если заботы о привлечении туристов - дело, возможно, даже не ближайшего будущего, то вот инвесторов КСК необходимо найти как можно скорее. Сделать это не так просто: проект требует больших затрат, а окупится ли он когда-нибудь, неизвестно. К этому стоит добавить, что "Высоту 5642" неоднократно критиковали в прессе (например, тут) за то, что она получается безликой. Действительно, превращать самобытный Кавказ с его собственной спецификой и антуражем во "вторые Альпы" немного странно, но о таких вещах в КСК, похоже, пока не думали.
Из-за всех этих опасений завлечь инвесторов можно только одним способом: льготными условиями. Правительство этим способом воспользовалось. В начале марта газета "Ведомости" написала, что для КСК будет создан льготный налоговый режим по образцу режима в "Сколково". Кроме того, землю под строительство КСК будет получать бесплатно, а инвесторам передавать на условиях долгосрочной аренды.
Российский бизнес, когда хочет придать своему проекту статус, заметный даже в глобальных масштабах, обычно привлекает к сотрудничеству иностранцев. Так, например, поступил "Сухой", когда ему нужно было создать новый пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100, который планируется продавать не только в России, но и за рубежом. Аналогичным образом в 2011 году пыталась поступить и "Роснефть", но ее сделка по обмену акциями с ВР сорвалась из-за конфликта между акционерами ТНК-ВР.
На Северном Кавказе в качестве флагманского инвестора решили взять французов, хотя ранее сообщалось, что участвовать в проекте согласились швейцарский банк Credit Suisse и арабская инвесткомпания Invest AD. Как написали 26 мая со ссылкой на свои источники сразу два ведущих деловых издания ("Коммерсантъ" и "Ведомости"), КСК намерена создать совместное предприятие (как вариант, отдать часть активов в концессию) с французским банком Caisse des Depots et Consignations. Сколько французы готовы вложить в проект, пока не сообщается. Неизвестны и другие детали проекта: как ожидается, он будет презентован на Петербургском экономическом форуме.
Однако даже без конкретных деталей ясно, что французы, согласившись на совместное предприятие с КСК, решили помочь Северному Кавказу не только финансово, но и политически. Так, туристический кластер на Кавказе обсуждали президенты России Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози на встрече 26 мая. Саркози на ней, в частности, заявил, что Франция готова предоставить Кавказу свой опыт по созданию горных курортов.
Таким образом, кластер на Кавказе уже фактически получил статус международного и должен, по идее, начать привлекать внимание инвесторов со всего мира. Договорившись с французами, российские чиновники сделали то же самое, что Сулейман Керимов провернул с футбольным клубом "Анжи", купив для него бразильца Роберто Карлоса. После этого случая об "Анжи" и о спорте на Кавказе вообще заговорили по всему миру, популярность футбола увеличилась и в самом Дагестане. "Тряхнув мошной", Керимов не только выполнил просьбу президента, но и дал жителям Северного Кавказа развлечение: спорт, как и работа, может отвлечь от терроризма.
Что же касается КСК, то этой компании нужно как можно быстрее начать привлекать финансирование из-за рубежа. Потому что пока КСК живет исключительно на бюджетные деньги и в массовом сознании ассоциируется с очередным проектом по вливанию в Кавказ денег налогоплательщиков.