С 1 июля 2011 года Россия отменяет запрет на экспорт зерна. Ранее ожидалось, что ограничения на торговлю будут сняты только осенью, после сбора нового урожая. Возвращение страны на рынок зерна поможет сдержать рост мировых цен на продовольствие и частично компенсировать плохой урожай, который ожидается в США и Европе в этом году.
15 августа прошлого года правительство России ввело эмбарго на экспорт зерна из-за рекордно низкого урожая. Аномально высокая жара и пожары, распространившиеся по всей стране, погубили большую часть посевов, не позволив фермерам собрать более 61 миллиона тонн зерновых. В 2009 году, для сравнения, урожай достиг 97 миллионов тонн.
Запрет на продажу зерна за границу был введен, в первую очередь, чтобы предотвратить рост цен на внутреннем рынке и избежать дефицита. Правительство приняло решение не только перестать экспортировать пшеницу, ячмень, овес, кукурузу и муку, но и продать половину интервенционного фонда, который составлял в декабре 2010 года 9,5 миллиона тонн.
В августе 2010 года власти рассчитывали, что ограничения по торговле можно будет снять уже в декабре. Но спустя два месяца, когда урожай подсчитали окончательно, премьер-министр Владимир Путин сказал, что от экспорта придется отказаться до 1 июля. Правда, правительство разрешило на внешнем рынке торговать мукой. В марте министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявила, что эмбарго будет действовать до осени, пока не соберут весь урожай.
До засухи Россия была вторым экспортером зерна в мире, уступая лишь США. В 2008 году экспорт составил рекордные 23,5 миллиона тонн, спустя год страна поставила на мировые рынки 21,4 миллиона тонн, потеснив ЕС и США на рынке крупнейшего импортера зерна в мире - Египта.
В 2010 году засуха погубила урожаи не только в России, но и в других странах-экспортерах зерна - в государствах Западной Европы, на Украине и в Казахстане. Как следствие, цены на продовольствие по всему миру резко подскочили. Мировой индекс цен на зерно в июне 2010 года составлял 129,1 пункта, к концу года он вырос до 203,1 пункта, а к апрелю 2011 года повысился до 233,2 пункта.
Высокие цены на зерно привели к "голодным" бунтам в наиболее бедных странах мира. The Wall Street Journal чуть ли не прямо пишет, что уход с мировых рынков зерна России и Украины (эта страна тоже значительно ограничила экспорт в 2010 году) послужил причиной начала "Арабской весны" - волны протестов в странах Северной Африки и на Ближнем Востоке.
В этом году плохие новости для потребителей зерна пришли уже из Европы и Америки. Департамент сельского хозяйства США сообщил, что 45 процентов посевов озимой пшеницы находятся в плохом и очень плохом состоянии. Темпы посева весенней пшеницы тоже оказались низкими - на 24 мая всего 54 процента от запланированных, против 89 в прошлом году.
По оценкам местных производителей, сбор урожая во Франции (крупнейший поставщик зерна в Европе) уменьшится на 12 процентов, а в Германии - на 7,2 процента. Эти цифры приводит Bloomberg. В Канаде из-за сильных дождей было высажено около 53 процентов зерновых. Обычно в это время в стране засевается около трех четвертей всех площадей.
Цена на молодую пшеницу (сбор в ближайшие три месяца) на Парижской бирже сейчас составляет 250 евро за тонну. По оценкам ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная ассоциация ООН) на 5 мая, потребление зерна в сезоне 2010/2011 годов превысило его производство на 43 миллиона тонн. Общее производство составило 2,23 миллиарда тонн, в то время как потребность - 2,27 миллиарда тонн. Общие запасы зерна на конец сезона будут около 0,48 миллиарда тонн, а объем мировой торговли оценивается в 274,8 миллиона тонн.
Bloomberg отмечает, что выход российского зерна на мировой рынок замедлит рост цен на продовольствие, но не снизит их. По оценкам Американского департамента сельского хозяйства, российский экспорт составит около 10 миллионов тонн зерна за 2011 год. Президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский заявил в интервью РИА Новости, что в этом сезоне Россия сможет поставить вдвое больше - 21 миллион тонн зерна, что позволит стране выйти на уровень позапрошлого года.
Злочевский отметил, что в месяц на экспорт может быть отгружено не более 2,5 миллионов тонн зерна, больше просто не позволит инфраструктура. Кстати, в прошлом году Россия уже столкнулась с подобными ограничениями. На юге страны застряло более 10 миллионов тонн зерновых из-за отсутствия приемных элеваторов в центральном регионе, куда зерно направлялось.
В соседней с Россией Украине в 2010 году урожай зерновых также пострадал от засухи, однако там от полного запрета на экспорт отказались. Вместо этого Киев ввел квоты на продажу продовольственного сырья за рубеж, что позволило ему в прошлом сезоне занять 7,6 процента мирового рынка зерна, обойдя Россию на 0,3 процента. В этом году министр сельского хозяйства Украины Микола Присяжнюк пообещал поставить на рынок 20 миллионов тонн зерна.
Принятые меры по ограничению экспорта зерна помогли обеспечить Россию необходимым сырьем, да так, что, как сказал Аркадий Злочевский, в новый сезон "мы входим ... более чем с 20 миллионами тонн переходящих запасов". Несмотря на это, в 2010 году решение о вводе запрета на экспорт зерна было встречено критикой со стороны российских трейдеров. Они объясняли, что если Россия потеряет экспортный рынок, то завоевать его обратно будет непросто. За последние годы страна смогла занять прочное место среди мировых экспортеров продовольственного сырья, а государственное эмбарго означало, что все связи с внешними покупателями придется налаживать заново.
Весь конец 2010 года трейдеры активно лоббировали снятие запрета. В итоге к решению правительства они подготовились - как писали деловые СМИ, экспортеры уже несколько месяцев сосредоточивают запасы зерна рядом с морскими портами.
В середине 2011 года получилось, что ситуация для выхода на рынок оказалась благоприятной для России, так как крупнейшие производители зерна заявили о снижении сборов урожая. При этом увеличивается спрос на продовольствие со стороны азиатских стран, что ведет к росту цен в мире. Однако одновременно с Россией экспортные ограничения снимает и Украина, так что за долю рынка придется бороться прежде всего с ближайшими соседями.