Во вторник, 31 мая правительство Москвы запретило размещать "наружку" на фасадах зданий и строительных сетках. В дальнейшем правительство Собянина планирует не только сократить количество наружной рекламы в городе, но и перенести ее со зданий на киоски, остановки и другие объекты инфраструктуры.
Рассказывая на совещании правительства Москвы о запрете на размещение баннеров, мэр Сергей Собянин подчеркнул, что от такой рекламы один вред: она портит облик столицы, заслоняет свет жителям и работникам зданий, и при этом не приносит денег в городской бюджет. Действительно, большая часть размещенных в Москве крупноформатных рекламных конструкций установлена незаконно – из 73 баннеров, натянутых на фасадах и строительных сетках, только на 8 получено официальное разрешение городской администрации.
В ходе совещания отдельно было упомянуто панно на здании редакции газеты "Известия" - баннер провисел около пяти лет, при этом никакого ремонта фасада здания не производилось. Через несколько часов после выступления мэра рекламу со здания сняли.
За последние месяцы департамент СМИ и рекламы совместно с Москомархитектуры неоднократно проводил акции по демонтажу незаконно установленной "наружки" (за одну ночь власти успевали демонтировать до 40 и более конструкций). Дело оказалось настолько накладным (на каждый демонтаж, по разным оценкам, уходит от 10 до 100 тысяч рублей), что руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников предложил переложить финансовую ответственность на владельцев баннеров.
Еще раньше, в середине 2010 года, Москомнаследие предложило ограничить площадь рекламы на строительных сетках до 30 процентов здания. Это правило должно было действовать для объектов, находящихся под защитой государства. Позднее Москомархитектуры предложило заменить баннеры на торцах зданий плиточными панно на исторические темы, однако эта инициатива пока не получила поддержки.
В середине мая этого года к проблеме подключились и федеральные власти - представители думских комитетов предложили полностью запретить размещение рекламных растяжек над дорогами во всех городах России.
Нынешний мэр Москвы занял свой пост в октябре 2010 года. Тогда же от Москомархитектуры поступило предложение полностью запретить размещение новой "наружки" в Москве до 2012 года. Несмотря на одобрение Собянина, приказ так и не привели в исполнение - ФАС признала это постановление незаконным.
После этого власти Москвы приступили к разработке проекта по сокращению числа столичной "наружки". Согласно проекту, к 2013 году из центра Москвы исчезнет 40 процентов наружной рекламы, а в других районах города ее количество сократится на 20 процентов.
Кроме того, Москва планирует отказаться от крупноформатной "наружки" и предложить операторам размещать рекламу внутри Бульварного кольца только на объектах городской инфраструктуры (киосках, скамейках, таксофонных будках) и транспорте. С июля в столице начнут менять старые торговые палатки и ларьки на новые киоски установленного образца, которые и выступят в качестве рекламных площадей.
В апреле газета "Коммерсантъ" сообщила, что доходы от рекламы на московском транспорте за 2010 год достигли 180 миллионов рублей, составив 1 процент всей прибыли от наружной рекламы. Из этого можно сделать вывод, что в целом доходы городского бюджета от рекламы составили в прошлом году около 18 миллиардов рублей. Вводимые правительством санкции сильно сократят эту цифру, несмотря на то, что власти обещают рост цен на размещение "наружки".
Сокращение количества рекламы в центре и районах столицы неизбежно приведет к повышению ставки за ее установку. До конца 2010 года цены сдерживала льгота, по которой нескольким десяткам рекламных операторов сократили базовую ставку на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Эта мера должна была поддержать операторов в период кризиса, позволив не прибегать к сокращению сотрудников. В 2011 году кардинального скачка цен не произошло, однако, по словам Черникова, его следует ожидать к началу 2012 года.
С 2008 года рекламные конструкции в Москве размещаются исключительно на конкурсной основе, и большая часть контрактов истекает в 2012 году. При этом в правительстве Москвы ранее заявили, что власти не намерены продлевать контракты. Кроме того, в ноябре 2010 года Сергей Собянин поддержал инициативу о введении моратория на заключение новых контрактов до конца 2012 года.
Во всей России изменится схема распределения контрактов – крупному бизнесу ограничат доступ на рекламный рынок. В середине мая этого года председатели четырех думских комитетов предложили отдать 60 процентов рекламных конструкций в российских городах малому и среднему бизнесу. При этом отбор будет производиться на конкурсной, а не на аукционной основе – при конкурсе на выбор оператора влияет не только предложенная сумма, но и другие факторы, заранее указанные в тендере.
Десять лет борьбы с наружной рекламой в столице пока не дали заметных результатов - разглядеть центр города под баннерами, неоновыми вывесками и видеоэкранами стало даже сложнее. В отличие от европейских столиц, чьи исторические центры свободны от рекламы, Москва несколько лет заполнялась все более масштабными конструкциями. И если раньше власти гордились этой статьей дохода в бюджет, то сейчас большинство рекламных панно устанавливается в обход любой финансовой ответственности перед государством. Возможно, этот факт и давление ЮНЕСКО (большинство исторических объектов столицы находится под ее охраной) все-таки приведут городские власти к решительным мерам.