Культура
00:06, 3 июня 2011

Рыжий священник Об Антонио Вивальди снимут сразу два фильма

Итальянский композитор Антонио Вивальди станет героем сразу двух биографических картин, съемки которых начнутся в скором времени. Фильмы называются одинаково и просто - "Вивальди", но посвящены разным сторонам жизни композитора - преподаванию и любви. И если повышенное внимание к Вивальди можно объяснить 270-летним юбилеем со дня его смерти, то сентиментальный интерес к его биографии - это что-то новое.

При жизни Антонио Вивальди был очень популярным композитором, одним из самых известных и востребованных в Европе начала XVIII века. Около 40 лет он прожил в Венеции, преподавая музыку в приюте при церкви Ла-Пьета и создав там прославившийся на весь город оркестр. Затем композитор перебрался в Мантую, потом в Рим, а затем в Вену. Пользуясь покровительством таких аристократов, как Карл VI и Людовик XV, Вивальди никогда не оставался без работы и без денег. Он написал более 500 концертов для соло инструментов с оркестром, почти 50 опер и около сотни камерных произведений.

Постепенно, однако, Вивальди терял популярность: к концу 1730-х годов его музыка вышла из моды, а сам он был практически забыт. Он умер в 1741 году в нищете, и на протяжении почти 200 лет после смерти его музыка была совершенно забыта, несмотря на то, что он очень сильно повлиял на творчество многих великих композиторов классицизма, в том числе Иоганна Себастьяна Баха. Никому из куда менее известных сейчас современников Вивальди, вроде Арканджело Корелли или Доменико Скарлатти, не выпало такого забвения.

Музыкальное наследие Вивальди было заново открыто широкой публике благодаря случаю и европейским ученым начала XX века, прежде всего Альберто Джентили и Марку Пеншерлю. После того как в 1926 году в архиве монастырского колледжа в Пьемонте случайно были обнаружены партитуры Вивальди, именно Джентили идентифицировал их и приложил максимум усилий для их сохранения. Пеншерль, в свою очередь, внес значительный клад в изучение и восстановление этих партитур, а также поиск других произведений Вивальди.

Патрисия Ригген. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Тем не менее наибольшая заслуга в том, что Вивальди сегодня - главный сочинитель музыки барокко, принадлежит итальянскому композитору Альфредо Казелле. В 1939 году он организовал в Сиене серию концертов под названием "Неделя Вивальди", впервые познакомив широкую публику с его творчеством. Буквально через десять лет после этих концертов Вивальди знали во всем мире. Знали как композитора, но не как человека.

Вивальди не был гениален, как Моцарт, не был болезненно романтичен, как Шопен, и не обладал демонизмом, как Бетховен, поэтому до недавнего времени жизнь этого композитора никого не интересовала так, как его музыка. И известен он был практически исключительно музыкой, не биографическими приключениями. Первый более-менее известный (и очень плохой) фильм об Антонио Вивальди был снят в 2005 году совместно Италией и Францией, он назывался "Вивальди, принц Венецианский".

Не так давно в Великобритании, где Вивальди стал сверхпопулярен в 1990-х благодаря выдающейся записи "Времен года" Найджеллом Кеннеди, сняли еще один фильм - мелодраматический "Вивальди, рыжий священник", также лишенный каких-либо художественных достоинств. И вот теперь к работе приступают сразу два режиссера - американец Борис Дамаст и мексиканка Патрисия Ригген. Режиссеры не первого ранга, но с весьма серьезными намерениями.

Фильм Дамаста посвящен юности Вивальди и его работе в приюте церкви Ла-Пьета. Режиссер намерен рассказать историю о том, как композитор создал в венецианском приюте оркестр, завоевавший невероятную популярность и удостоившийся чести выступить перед самим папой Римским. О серьезности Дамаста говорят и размах (фильм будут снимать в Италии, Бельгии, Германии и Венгрии), и подбор актеров - уже подтверждено участие Клер Фой и Макса Айронса, ведутся переговоры с Альфредом Молиной и Томом Уилкинсоном.

Фильм Патрисии Ригген - о любовной жизни композитора. Сложно сказать, можно ли хотя бы в общих чертах описать отношения с женщинами человека, о существовании которого заново узнали только в начале XX века, но как минимум одна любовная линия в фильме будет. О сюжете толком ничего неизвестно, кроме того, что основу драматической коллизии составит выбор Вивальди между обетом безбрачия и любимой женщиной. По слухам, в фильме могут сыграть Джессика Бил и Бен Кингсли.

Несмотря на то что на бумаге оба сюжета выглядят в той или иной степени безнадежно, сама попытка изучить личность Вивальди, а не его музыку, исключительно любопытна. Само собой, не потому, что мы сможем узнать о нем что-то новое - скорее всего, ни тот, ни другой фильм не станут новым "Амадеем" или хотя бы "Фаринелли-кастратом", но в случае успеха популярность Вивальди может вырасти во много раз, а ради такого стоит попробовать. Даже если фильм окажется не слишком удачным, саундтрек наверняка вытянет.

< Назад в рубрику