Россия
21:24, 27 апреля 2011

По канистре на человека Спор нефтяников и властей породил ажиотаж вокруг топлива в России

Премьер-министр России Владимир Путин поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе разобраться с дефицитом топлива, возникшим в конце апреля в Алтайском крае. Там в минувшие выходные из-за нехватки горючего закрылось большинство независимых АЗС. Оставшиеся заправки были вынуждены повысить цены на 20 процентов, тогда как у бензоколонок крупных сетевых компаний возникли многокилометровые очереди. В результате эти АЗС были вынуждены продавать бензин исключительно по карточкам постоянного покупателя - не более 20 литров в одни руки.

Ситуация, сложившаяся на Алтае, обсуждалась на встрече представителей ФАС и Российского топливного союза. Антимонопольщики традиционно обвинили в сложившейся ситуации нефтяников. Виновными в топливном кризисе их назвали и владельцы независимых АЗС: по их словам, "Газпром нефть" и "Роснефть", контролирующие 50 процентов рынка на Алтае, сократили поставки горючего, из-за чего и возник дефицит.

При этом сами компании с таким обвинением не согласились - они сообщили, что поставляют топливо в регион в обычном объеме. Сами нефтяники считают, что топливный кризис и закрытие ряда независимых заправок - это следствие жесткого контроля над стоимостью бензина, инициированного ФАС в начале 2011 года.

В январе 2011 года Федеральная антимонопольная служба заинтересовалась годовым ростом цен на дизельное топливо: если бензин в 2010 году подорожал, по различным сведениям, на 6-11 процентов, то дизель - на 34 процента. В ходе разбирательств ФАС не нашла нарушений: нефтяники оправдались "рыночной конъюнктурой" и увеличением налоговой нагрузки.

Однако российское правительство не оставило без внимания подорожание горючего: в начале февраля Владимир Путин потребовал от заправок снизить розничную стоимость. В результате за неделю это горючее подешевело на АЗС сетевых компаний в среднем на рубль. Правда, нефтяники заявили тогда, что причиной снижения цен стало не распоряжение Путина, а удешевление горючего на оптовом рынке.

В середине февраля к владельцам заправок обратилось Минэнерго, рекомендовавшее им снизить цены и на бензин. Самыми организованными оказались московские АЗС: за два дня цена за литр топлива упала на них на один рубль. А в конце марта глава ФАС Игорь Артемьев доложил Путину, что ситуация со стоимостью топлива нормализовалась во всех регионах России. При этом премьер-министр поручил ФАС и дальше следить за ситуацией вокруг горючего.

В начале апреля бензин начал дорожать на спотовом (рынок мгновенных сделок по текущей цене) и мелкооптовом рынках, что заставило аналитиков говорить о росте цен на розничном рынке. Кроме того, эксперты предупредили о возможном дефиците бензина: впервые за долгое время экспортировать топливо стало гораздо выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке. Кроме того, в апреле на профилактический ремонт должны были закрыться нефтеперерабатывающие заводы в центральных районах России, а в мае - и в Сибири.

В итоге аналитики оказались правы: первым регионом, в котором стало не хватать бензина, оказался Алтайский край. Кроме того, по словам президента РТС Евгения Аркуши, в настоящее время проблемы с топливом уже наблюдаются в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине.

Однако пока конкретных фактов из "проблемных" регионов практически не поступает. Так, управление ФАС по Санкт-Петербургу проверило местные заправки и пришло к выводу, что топливный кризис региону не угрожает. На это президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихман им ответил, что через 10 дней городские заправки будут вынуждены ввести ограничение на продажу топлива.

Сообщения о нехватке бензина и дизеля также поступают из Томска, Мурманска, Воронежа и Брянска. Евгений Аркуша пригрозил топливным кризисом и московскому региону, однако власти поспешили заверить СМИ и столичных водителей, что городу горючего хватит еще надолго.

В сложившейся ситуации появились две стороны, которые постоянно противоречат друг другу: нефтяники и представители власти. Первые регулярно грозят стране топливным кризисом, желая вызвать ажиотаж среди населения. При этом нефтяники называют только один, выгодный для себя выход из ситуации - разрешение заправкам со стороны государства повысить цены на горючее. Однако с ними спорят чиновники, которые отпускать цены не желают, поскольку это в очередной раз вызовет недовольство автомобилистов.

При этом нефтяные компании, которые увеличили экспорт топлива в ущерб внутреннему рынку, желают снять с себя ответственность. Так, "Газпром нефть" сообщила, что ее заправки по всей России не испытывают дефицит топлива. Компания отмечает, что с начала 2011 года увеличила объем поставок на внутренний рынок на 10 процентов - по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом не уточняется, как за последние месяцы изменялись объемы поставок топлива со стороны "Газпром нефти" независимым АЗС.

Чем закончится столкновение нефтяников и государства, сейчас оценить вряд ли кто-то решится: пока обе стороны упорно настаивают на своей правоте. Однако спор уже вызвал панику у населения и заставил многих водителей запасаться бензином впрок, к тому же, возможно, по крайне невыгодной цене. В дальнейшем кому-то придется уступить - и тогда либо в России действительно настанет дефицит бензина, либо цена на горючее опять значительно повысится. Есть и третий вариант - властям и нефтяникам удастся договориться увеличить поставки горючего на внутренний рынок по существующим ценам. Однако в такое развитие события верится меньше всего.

< Назад в рубрику