Экономика
22:59, 8 июня 2011

Изобретая скорость Россия анонсировала создание сверхбыстрого поезда

РЖД планируют к 2030 году создать в России высокоскоростной поезд на магнитной подушке, который по скоростным характеристикам будет соответствовать самолетам. В мире уже давно ходят первые поколения подобных поездов, а проекты, аналогичные российскому, разрабатывают и ряд других стран. Нам же остается надеяться, что эта технологическая новинка будет заморожена уже на стадии проекта.

В середине июня президент российской железнодорожной монополии РЖД Владимир Якунин мог бы оставить свой пост. Очередной трехлетний контракт чиновника, которому одно время прочили невероятные карьерные высоты в российской политике, истекает. Но уже известно, что Якунин свой пост не оставит: реформа РЖД еще не закончена, поэтому власти России решили не менять президента компании. Это также значит, что РЖД продолжит свой проект по организации в России высокоскоростного движения.

Амбиций у руководства РЖД полно. В 2018 году монополия запустит в России первый по-настоящему высокоскоростной поезд по маршруту Москва - Санкт-Петербург (ВСЖМ-1, 660 километров). Руководство "Скоростных магистралей", дочерней компании РЖД и частного "Трансмашхолдинга", которая занимается развитием проекта, обещает, что общая протяженность высокоскоростных линий в ближайшие годы превысит 3 тысячи километров.

Когда именно Россию настигнет это технологическое чудо, сказать довольно сложно, ведь до сих пор в нашей стране не было построено ни одного километра высокоскоростных линий. Пока РЖД может похвастаться лишь скоростными магистралями (поезда типа "Сапсан"). В Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года строительство ВСМ предусматривалось, но все проекты фактически оказались заморожены. В 2010 году президент России распорядился ускорить строительство ВСМ, но максимальное ускорение, которое может родить данная инициатива - 2178 километра высокоскоростных магистралей и седьмое место в мире по этому показателю в 2025 году.

Есть у РЖД и куда как более экстравагантные проекты, чем организация новых видов высокоскоростного наземного транспорта системы "колесо-рельс". Реализация целого комплекса мер в рамках технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" в среднесрочной перспективе, по мнению РЖД, позволит обеспечить скорость движения поездов до 400 километров в час (в качестве пилотной будет использована линия ВСЖМ-1), а в долгосрочной перспективе - создать "совершенно новый вид транспорта", основанный на принципах магнитной левитации, со скоростью движения до 1000 километров в час. Это почти втрое больше, чем максимально допустимая эксплуатационная скорость движения высокоскоростных пассажирских поездов с колесным подвижным составом (350 километров в час).

Данный проект, как выяснилось 7 июня, - не фикция. Начальник центра инновационного развития РЖД Александр Корчагин утверждает, что российский концерн, немецкая корпорация Siemens и ряд корейских компаний планируют к 2030 году создать высокоскоростной поезд на магнитной подушке - так называемый маглев (магнитная левитация). По его словам, реализация проекта будет зависеть от объема финансирования. Сейчас РЖД, по предварительным данным, в течение трех лет планирует выделить на НИОКР по этому проекту 500 миллионов рублей.

Технология на грани здравого смысла

Высокоскоростной поезд на магнитной подушке в Цуру (Япония). Фото (c)AFP
Открыть фотогалерею
Lenta.ru

С точки зрения технологий, поезда на магнитном подвешивании, безусловно, система инновационная. Маглев, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Теоретически скорость такого транспорта из-за отсутствия силы трения может быть сравнима со скоростью самолета (на данный момент рекорд принадлежит японским поездам - 581 километр в час). Всего на практике сейчас реализовано две системы магнитной левитации.

Первая - это EMS, система на электромагнитной подвеске. Она позволяет поездам левитировать, используя электромагнитное поле с изменяющейся по времени силой. Практическая реализация системы обычно представляет собой пути, выполненные из проводника (например, привычные всем железнодорожные рельсы), а также систему электромагнитов, установленных на поезде. Главный недостаток системы - ее нестабильность: колебания магнитного поля должны постоянно контролироваться и корректироваться в зависимости от многих факторов. При этом речь идет не только о самом составе (для колебаний имеет значение скорость поезда), но и о путях - например, поправки в колебания могут вноситься из-за вибраций этих самых путей.

Вторая система - это EDS, то есть система на электродинамической подвеске. В данном случае левитация осуществляется благодаря взаимодействию изменяющегося магнитного поля в путях и поля, создаваемого магнитами на борту состава. На практике поле над дорогой создается специальными магнитами. Главный недостаток такой системы - для возникновения достаточно большой отталкивающей силы (достаточной, например, для удержания на весу поезда) необходима большая скорость, поэтому подобным поездам нужны колеса. Например, японский JR-Maglev использует колеса на низких скоростях (до 150 километров в час).

Помимо реализованных на практике систем есть еще несколько, существующих пока только в теории. Наиболее близкой к реализации является система на постоянных магнитах Inductrack. Если быть точным, то это вариант EDS, в котором поле над дорогой создается индуцированными магнитным полем состава в проводниках токами. Практические испытания показывают, что подобные системы начинают поднимать поезд на скоростях свыше 30-35 километров в час, а в теории могут работать уже на скорости 5-6 километров в час.

Наперегонки с колесными парами

Получается, что никакого "совершенно нового вида транспорта" РЖД создать не удастся - разработка поездов на магнитной подушке ведется в мире уже более полувека. Железнодорожники конкурируют на этих дорогах не друг с другом, а с авиакомпаниями, чьи самолеты на коротких участках пути (до 700 километров) оказываются менее комфортабельным транспортом, чем скоростные поезда. Так, три часа пути на высокоскоростном поезде по сути равняются времени, которое вы затратите на перелет на то же расстояние длительностью в один час (сюда включают дорогу до аэропорта, плюс формальности и оформление багажа).

В результате за 30 лет во Франции, к примеру, было создано более десяти модификаций высокоскоростных поездов. Но для того, чтобы конкурировать с авиацией на более длинных маршрутах (скажем, до 1000 километров), нужны еще более быстрые поезда. Они-то и позволят забрать новых пассажиров с авиарейсов. Для этого и понадобились маглев.

Однако экономическая целесообразность не всегда позволяет наращивать скорость без оглядки на траты. Более быстрые поезда на колесных парах требуют более дорогих и затратных двигателей, а также специальных путей. Во всем мире существуют всего две окупившихся ВСМ: японская (из Токио в Осаку) и французская (из Парижа в Лион).

В январе 2011 года стало известно, что Китай работает над созданием своей модели поезда маглев, которая сможет развивать скорость от 600 до 1200 километров в час. В эксплуатацию такие поезда могут быть переданы лишь к 2030 году (как и у РЖД), но китайские ученые сами признают, что вероятность того, что подобные маглевы будут построены, крайне низка. Стоимость вакуумных труб, которые необходимо будет построить для такого поезда, будет, по их мнению, астрономической, что уничтожит все преимущества новых составов, главным из которых является более экономное расходование топлива.

В Китае, в отличие от инженеров РЖД, знают, о чем говорят. КНР гигантскими темпами развивает высокоскоростное сообщение, поэтому не удивительно, что в начале 2000-х именно здесь немецкая Transrapid (консорциум Siemens и ThyssenKrupp) ввела в коммерческую эксплуатацию участок магнитной дороги (30 километров), соединяющей город с аэропортом. Этот путь маглевы преодолевали за восемь минут (сейчас время в пути увеличилось, так как максимальная скорость (430 км/ч) по соображениям безопасности была снижена). До сих пор окупить этот проект не удалось, а ВСМ для колесных поездов в Китае пока строится в несколько раз больше.

Развитие системы железных дорог в Китае подталкивается в первую очередь экономическим национализмом и попыткой (успешной, кстати) доказать всему миру, что Китай способен производить и применять инновационные технологии на транспорте не хуже, а может, и лучше западных стран. В Германии же, которая обладает отличной сетью ВСМ, от развития маглевов на длинных маршрутах было решено отказаться. Но не исключено, впрочем, что поезда на магнитной подвеске получат большее распространение в странах, где существующая дорожная сеть менее эффективна, чем в Германии. К примеру, в США и Великобритании.

Внешние эффекты

На выставке в Пекине. Фото (c)AFP
Открыть фотогалерею
Lenta.ru

Высокоскоростное сообщение, которое сейчас гигантскими темпами развивается в том же Китае, имеет целый ряд внешних эффектов, которые как положительно, так и отрицательно сказываются на развитии экономики страны.

Скоростные поезда, в случае их распространения на определенной территории, способны сокращать пространство, превращая городские агломерации в единые экономические области. По подсчетам британской UK Ultraspeed, наибольшую эффективность маглевы могут показывать на расстояниях в 240-800 километров. Кроме того, данные поезда являются гораздо более экологичным видом транспорта, чем самолеты, а безопасность этого вида транспорта, который не соприкасается с путями, выше, чем у прочих поездов. Шума они также практически не производят.

Впрочем, перспективы маглевов неясны, ведь даже в Китае, который запланировал потратить на строительство ВСМ более 300 миллиардов долларов за десять лет (и удвоить свою сеть ВСМ к 2020 году), постоянно спорят о целесообразности такого решения.

Особенности политической системы (похожее, кстати, могут провернуть и власти России) позволяют Пекину тратить средства на скоростное сообщения, не принимая в расчет, что 250 миллионов трудовых мигрантов, перемещающихся по стране, не могут позволить себе поездку на поезде на магнитной подушке. Многие высокоскоростные линии, по которым движутся поезда на колесных парах, сейчас недосчитываются клиентов, и почти все работают в убыток. После того как власти КНР узнали, к примеру, во сколько обходится эксплуатация ветки маглева из Шанхая в аэропорт, проект по строительству продолжения этой дороги в Гуанчжоу был отложен (впрочем, не исключено, что проект был отложен из-за протестов жителей, обитающих вдоль будущей магистрали).

Изначально предполагалось, что пересадка пассажиров на высокоскоростные магистрали позволит разгрузить обычные автомобильные дороги, по которым в Китае сейчас перевозится больше 60 процентов топлива. Чиновники в КНР указывали, что трафик энергоресурсов создает на китайских дорогах невероятные пробки, окружающие крупнейшие экономические центры страны. Впрочем, этот аргумент, который, кстати, власти КНР выдвигали в качестве основного, запуская программу строительства ВСМ, сильнее всего сейчас и критикуют экономисты. Они указывают, что китайские бедняки ни на какие высокоскоростные поезда не пересели, предпочитая им дешевые автобусы. В итоге, пробок на китайских дорогах стало еще больше.

Но даже бессмысленное в экономическом смысле строительство подобных дорог сейчас позволяет властям КНР создавать рабочие места, а позднее - экспортировать свои технологии за рубеж. К примеру, в США, куда сейчас также пытается пробиться Япония со своей версией маглевов. Кроме того, китайские поезда уже давно являются символом модернизации Китая, а власти страны смотрят в будущее, где каждый китаец сможет позволить себе поездку на таком поезде. Теоретически.

России, которая пока вынуждена довольствоваться "Сапсанами" и "Аллегро", возможно, стоит присмотреться к опыту соседа и других первоиспытателей маглевов. В конце концов, в России существует не так много направлений, пассажиров которых можно пересадить даже на скоростные, не говоря уже о высокоскоростных поездах. Впору ли задумываться о маглевах, в необходимости строительства которых усомнились даже не связанные по рукам власти Китая. Возможно, есть варианты и подешевле, тем более, что мы толком-то и БАМ никак достроить не можем.

< Назад в рубрику