Россия
22:35, 8 июня 2011

Рекламный ход Правительство Москвы выделит 110 миллионов рублей на борьбу с ксенофобией

Правительство Москвы 7 июня утвердило программу мероприятий, направленных на снятие остроты межнациональных отношений в городе. В 2011 году на эти цели планируется потратить 110,6 миллиона рублей. В частности, будет запущена социальная реклама с лозунгом "Не болей расизмом" и начнутся проверки мест, где собираются участники "неформальных молодежных объединений".

Как сообщают "Ведомости", ознакомившиеся с документом, антиксенофобской рекламной кампанией займется департамент межрегионального сотрудничества и национальной политики. Он также проведет семинары по вопросам межнациональных отношений и организует выставки работ национальных художников. На это департаменту выделят 22 миллиона рублей.

Что касается лозунга "Не болей расизмом", его до горожан будут доносить при помощи билбордов и растяжек на улицах, а также посредством тематических медиапроектов в интернете. По данным РИА Новости, появится специальный сайт. Проект планируется реализовать в июле-декабре.

Вторая заметная инициатива, о которой, впрочем, говорили давно, сводится к тому, чтобы помешать работодателям устанавливать слишком низкую зарплату, на которую не идут москвичи. Будут также проводиться рейды по местам компактного проживания мигрантов - предстоит выявлять нарушения закона и проводить разъяснительную работу.

Департамент семейной и молодежной политики (ему выделят 20,7 миллиона рублей) будет привлекать молодежь в летние лагеря патриотической направленности и проведет в городских школах не менее шести уроков дружбы. На базе Московского дома национальностей будут организованы заседания дискуссионного клуба "Будь в теме!".

Непростая задача поставлена перед префектурами, которые в целом получат 25 миллионов рублей. В рамках программы "Подросток-неформал" им предстоит установить, где собираются участники неформальных объединений.

Общая концепция развития межнациональных отношений была утверждена еще летом 2010 года. Она содержит лишь общие слова, а нынешние меры отличаются конкретностью. В концепции тоже просматриваются четыре основных направления - пропаганда межнационального мира, частичная замена рабочих-мигрантов местными кадрами за счет принудительного повышения зарплат и улучшения условий труда, борьба с националистической субкультурой и собственно интеграция мигрантов.

Первое направление - пропаганда межнациональной терпимости посредством социальной рекламы, быть может, даст какие-то результаты, хотя сама реклама и вызовет немало насмешек. Может, на что-то сгодятся и "уроки дружбы", хотя излишнее внимание школьников к теме межнациональных отношений, наверное, лучше было бы не привлекать.

А вот от попытки заменить приезжих работников москвичами ожидать заметных результатов вряд ли стоит. Последний минимум зарплат, о котором московские власти договорились с предпринимателями, не дотягивает до 11 тысяч рублей. Вряд ли эти деньги привлекут кого-то, кроме мигрантов. Следует учесть, что среди них много нелегалов, чьи права ничем не защищены, потому платить им могут и еще меньше. В других странах для мигрантов также находится масса низкооплачиваемых мест, вряд ли Москве удастся переломить общую тенденцию.

Что делать с "подростками-неформалами" при выявлении "мест их концентрации", также непонятно. Вряд ли чиновники префектур станут эффективными пропагандистами межнационального мира. Довольно неопределенны и планы по интеграции мигрантов. Разговоры о разработке "кодекса москвича", который надо будет соблюдать приезжим, поутихли. Как учить мигрантов русскому языку, если они часто находятся в городе нелегально, тоже не совсем ясно.

То, что ситуация с мигрантами в столице непростая, мэр Сергей Собянин признает. На днях он заявил, что в столице есть районы, до 25 процентов жителей которых не говорят по-русски. Кроме того, по словам мэра, из-за огромного количества иностранных учеников в школах введены дополнительные курсы русского языка.

Кстати, Собянин уже предлагал зарегистрировать всех мигрантов, работающих в Москве, подчеркивая, что не видит другого пути решения миграционной проблемы. Кроме того, он подчеркивал, что мигрантам необходимо предоставлять медицинскую и социальную страховку. После этого, по словам мэра, можно будет заняться обучением мигрантов и их общей адаптацией.

Стоит отметить, что не все, что касается межнациональных отношений, находится во власти городского правительства. Многократно заявлялось о том, что обострению межнациональных отношений способствует состояние полиции, которая региональным властям неподконтрольна. Именно действия милиционеров, отпустивших почти всех участников драки, в которой был убит болельщик"Спартака" Егор Свиридов, послужили непосредственным поводом к массовым акциям протеста в Москве. В феврале 2011 года в интервью "Эху Москвы" Собянин констатировал, что уровень экстремизма в городе "кратно вырос".

В целом трудно представить, чтобы меры, о которых было объявлено, помогли заметно улучшить ситуацию. Однако хорошо уже то, что о сложностях в межнациональных отношениях столичные власти говорят открыто. Эти противоречия обостряются не в одной только Москве, но каких-то очевидных решений ни у кого нет (из заметных инициатив в регионах можно отметить, например, проведение Ассамблеи народов Подмосковья). На федеральном уровне ясное представление о том, как не допустить роста ксенофобии в стране, также, похоже, отсутствует.

Часть экспертов объясняет остроту межнациональных отношений в России недостатком демократии. Опыт западных стран, впрочем, показывает, что демократия от этих проблем не избавляет. Во Франции в 2005 году арабы, возмутившись гибелью убегавших от полиции подростков, сожгли тысячи автомобилей и громили правительственные здания. Ущерб от межрасовых столкновений, которые в 1992 году произошли в Лос-Анджелесе, оценивается в миллиард долларов. Ничего подобного в Москве не происходило никогда.

В западном опыте, на который часто ссылаются в дискуссиях на тему межнациональных отношений, настораживают прежде всего два момента - терпимое отношение к образованию гетто, где представители этнических и расовых меньшинств живут фактически по собственным законам, а также попытки успокоить мигрантов за счет социальных программ (такие программы, как подчеркивают критики подобных мер, позволяют мигрантам не работать и тем самым препятствуют их интеграции).

Да и в образовательных проектах часть западных политиков разочаровались. "Что происходило в последние 30 лет? - задался вопросом Николя Саркози в 2005 году, говоря о политике в отношении иммигрантов. - Мы отправляли их на каникулы, занимались образовательными программами. Ощутимых результатов это не принесло". На первое место французский президент, который в то время занимал пост министра внутренних дел, поставил предоставление мигрантам работы и соблюдение ими закона. Хотелось бы верить, что российские власти обеспечат выполнение хотя бы последнего пункта этого плана.

< Назад в рубрику