Мир
21:32, 14 июня 2011

Вопрос о доверии Сильвио Берлускони потерпел поражение на референдуме

В Италии прошел референдум, по результатам которого премьер-министр Сильвио Берлускони потерпел поражение по целому ряду направлений. Наиболее болезненным стал отказ итальянцев поддержать закон, дающий ему защиту от судебного преследования. Уже не первая за последнее время неудача Берлускони заставляет усомниться в его позициях даже соратников.

Сильвио Берлускони и его сторонники из партий "Народ свободы" (Il Popolo della Liberta) и "Северная лига" (Lega Nord) выступали против референдума еще на этапе его подготовки. Оппозиции же, которая, напротив, ратовала за проведение плебисцита, в начале 2011 года удалось доказать его легитимность в Конституционном суде. Как показали предварительные данные, не включившие в себя считанные проценты голосов, явка на референдум составила 56-57 процентов. Пороговая явка, по достижении которой референдум в Италии считается состоявшимся, составляет 50 процентов плюс один голос. Успех голосования тем более примечателен, что за последние 16 лет ни на один из шести плебисцитов не явилось необходимое число людей. Это давало правительству надежду на провал и нынешнего мероприятия, причем для верности сторонники Берлускони стали активно агитировать за отказ от участия в референдуме.

Тем не менее, ожидания властей не оправдались. Итальянцы, поддерживающие Берлускони, действительно на референдум не пошли, однако голосов тех, кто оказался недоволен политикой правительства, оказалось больше, чем рассчитывали в коалиции. В итоге референдум состоялся, однако его результаты отразили срез не всего итальянского общества, а лишь той его части, которая Берлускони явно не доверяет. На все четыре вопроса, представленные в списке, отрицательный ответ дали более 90 процентов участников голосования.

Наименее существенным для Берлускони оказался провал по первым двум вопросам - о передаче отрасли водоснабжения в частные руки. Гораздо большее внимание оппоненты премьера и пресса уделили третьему пункту, который предусматривал введение в Италии ядерной энергетики. Именно эта тема стала одной из основных во время предвыборной программы Берлускони в 2008 году. Тем не менее, провал инициативы о строительстве в стране АЭС все же не стоит относить к разряду судьбоносных для премьера. Главным фактором, который скорее всего сыграл решающую роль при голосовании, стала паника в связи с недавней катастрофой на японской АЭС "Фукусима-1", произошедшей из-за землетрясения и цунами. Более того, в стремлении сократить риски, сопутствующие использованию ядерной энергетики, итальянцы оказались в Европе далеко не первыми: под впечатлением от той же катастрофы закрыть все АЭС приняло решение правительство Германии. На днях за аналогичные меры проголосовали члены нижней палаты парламента Швейцарии.

Самыми же серьезными последствиями премьеру грозит последний пункт в опроснике, в котором избиратели должны были решить судьбу закона о частичной неприкосновенности членов правительства. К моменту проведения референдума документ уже успел претерпеть некоторые изменения, однако, по мнению оппозиции, он по-прежнему играл в пользу Берлускони. Первоначальная версия закона была принята весной 2010 года. Согласно его нормам, члены правительства, в том числе премьер-министр, в ходе рассмотрения возбужденных против них уголовных дел имеют право не являться на судебные заседания. В качестве уважительной причины для неявки была избрана довольно расплывчатая формулировка: "исполнение служебных полномочий". Правда, бесконечно отказываться от участия в процессе закон все же не позволял. Максимальный срок, на который можно было отложить предъявление обвинений, составлял 18 месяцев. Тем не менее, с учетом умения Берлускони выкручиваться из, казалось бы, безвыходных ситуаций, такая отсрочка имела серьезное значение.

В январе 2011 года удача, как могло показаться, отвернулась от Берлускони: рассмотрев положения закона, Конституционный суд постановил, что 18-месячная отсрочка является необоснованной, и сократил ее до полугода. Тем временем в правящей коалиции началась разработка нового проекта, который также должен был способствовать защите Берлускони от правосудия. Новый закон, в случае принятия, должен существенно ограничить срок давности уголовных дел, обвиняемым по которым проходят ранее не судимые лица. В апреле 2011 года документ был одобрен в нижней палате парламента, а с учетом того, что позиции Берлускони в Сенате являются более крепкими, чем в Палате депутатов, его окончательное утверждение почти не вызывает сомнений.

Карима эль-Маруг. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В настоящее время Берлускони, который, несмотря на свое участие в более чем 50 процессах, ни разу не был осужден, является фигурантом четырех уголовных дел. Три из них носят коррупционный характер, в то время как еще одно касается вовлечения в занятия проституцией несовершеннолетней марокканской танцовщицы Каримы эль-Маруг, более известной как Руби Сердцеедка. Итальянские СМИ не раз писали, что в случае принятия закона все коррупционные дела против премьера будут автоматически закрыты. Таким образом, умелое использование нового закона вполне могло бы дать Берлускони большие шансы и в этот раз избежать наказания. Однако итоги референдума, согласно которым более 90 процента его участников проголосовали за отмену принятого в 2010 году ограничения, могут серьезно осложнить жизнь премьера, у которого существенно снизится пространство для маневра.

Дежурные призывы к отставке правительства и самого Берлускони, прозвучавшие со стороны оппозиции, никакого интереса не вызывают. А вот слова Роберто Кальдероли (Roberto Calderoli), одного из лидеров "Северной лиги", состоящей с партией премьера в правящей коалиции, демонстрируют, что сторонники главы правительства далеко не уверены в незыблемости его позиций. "Две недели назад нам дали пощечину. Сейчас, на референдуме, мы получили еще одну, - сказал Кальдероли. - Перспектива привыкнуть к ударам по лицу меня совсем не прельщает". Под первой пощечиной лидер партии имел в виду выборы мэров в Милане и Неаполе, на которых представители коалиции, традиционно контролировавшей оба города, потерпели поражение. При этом особое значение лично для Берлускони имеет провал в Милане, откуда премьер-министр родом.

Сам глава правительства не стал подвергать сомнению итоги референдума, однако достойным комментариев счел лишь вопрос о развитии в стране АЭС. При этом Берлускони в свойственной ему популистской манере заверил жителей, что их мнение непременно будет учтено и стране "придется попрощаться с ядерной энергией". Что же касается его ближайших соратников, то заявления некоторых из них могут показаться довольно странными. Так, министр обороны Иньяцио Ла Русса (Ignazio La Russa) пообещал, что итоги голосования "не повлияют на политику правительства". А по словам пресс-секретаря "Народа свободы" Даниэле Капеццоне (Daniele Capezzone), референдум вообще не стоит воспринимать серьезно и искать в его результатах политический подтекст.

С учетом того, что за последнее время рейтинг итальянского премьера упал до рекордно низкого уровня, заявления его соратников кажутся довольно беспомощными. Но даже если в своем отрицании значимости референдума они и правы, зачем же тогда надо было пытаться непременно сорвать голосование?

< Назад в рубрику