Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Близкие контакты

В прокат вышел фантастический фильм "Супер 8"

Джей Джей Абрамс писал сценарии и продюсировал полнометражные фильмы с начала 90-х годов, однако получил широкую известность только десять лет спустя, причем благодаря сериалам. Именно телевизионные проекты "Фелисити", "Шпионка" и "Остаться в живых", в создании которых он принимал участие, сделали Абрамсу имя. В результате во второй половине 2000-х Джей Джей получил возможность принять участие в работе над несколькими крупнобюджетными лентами ("Миссия: невыполнима 3", "Звездный путь") уже в качестве режиссера.

Правда, и "Миссия: невыполнима", и "Звездный путь" являлись продолжениями существующих франшиз. Поэтому при работе над этим картинами полной свободы действий у Абрамса не было. Если уж где Джей Джей и развернулся, так это в фильме 2008 года "Монстро" (оригинальное название - "Cloverfield”). Над ним Абрамс работал только в качестве продюсера, режиссером картины стал Мэтт Ривз. Тем не менее, "Монстро" - отличная демонстрация творческого метода Абрамса. Заключается он в том, что сначала нужно придумать какую-то фишку, которая потрясет и шокирует зрителей, не даст им оторваться от экрана. А уж сюжет можно додумать и потом.

В сущности, новая лента Абрамса "Супер 8", вышедшая в российский прокат 16 июня, снята по тому же принципу. Режиссер и сам признает, что все началось с двух идей - обе были достаточно эффектными, но никакой связи между ними не наблюдалось. Первая заключалась в том, чтобы показать зрителю военный поезд, из которого сбегает некое инопланетное существо. Вторая идея - эта история о детях, которые в конце 70-х годов прошлого века (то есть именно тогда, когда сам Абрамс был подростком) снимают любительский фильм.

Абрамс предложил обе идеи продюсеру Стивену Спилбергу - сначала как отдельные проекты, а затем и как единый фильм. Спилберг картину одобрил. Кажется, только после этого Абрамс задумался о том, как объединить в рамках одной ленты юных кинематографистов и космическое чудовище.

Тут надо отметить, что Спилберг, который для Абрамса, безусловно, является авторитетом, подобные фокусы проделывал еще несколько десятилетий назад. Правда, у Стивена существа с других планет обычно получались совсем не страшными, а скорее трогательными. Абрамс, видимо, позлее, поэтому его пришелец достаточно агрессивен - но это связано только с тем, что его не поняли жители планеты Земля. На самом-то деле инопланетянин всего лишь скучает по дому, он хочет восстановить космический корабль и улететь на родную планету. А то, что по пути он сжирает пару человек - это, скажем так, издержки. Есть-то всем хочется.

Но в целом монстр у Абрамса тоже вышел не очень страшным, это совсем не зубастая тварь из "Чужого" Ридли Скотта. Учитывая, что картина "Супер 8" сразу после релиза в США стала лидером проката, можно предположить, что довольно скоро в продажу поступят плюшевые игрушки, изображающие придуманное Джей Джеем чудовище.

Дети в новом фильме Абрамса получились даже лучше, чем инопланетянин. Режиссер специально набрал "безымянных" юных актеров. О многих исполнителях главных ролей в "Супер 8" зрители (в особенности российские) раньше не слышали. В результате дети выглядят на экране весьма естественно - то есть как настоящие 12-летние школьники, а не как голливудские звезды.

Единственный звездный ребенок в "Супер 8" - 13-летняя Эль Фэннинг, сыгравшая Элис. Она уже успела сняться в "Загадочной истории Бенджамина Баттона" Финчера и в "Где-то" Софии Копполы (а также у Кончаловского в "Щелкунчике", но об этом лучше не вспоминать). В фильме Абрамса Фэннинг несколько выделяется на общем фоне, но у нее и роль соответствующая: согласно сюжету, в Элис влюбляется чуть ли не половина малолетних главных героев. Кроме того, именно ей достается главная роль в фильме "Дело", который снимают мальчишки.

Собственно, именно в процессе работы над своей лентой дети и сталкиваются с инопланетянином. Однажды ночью юные киноделы отправляются на какую-то далекую станцию, чтобы отснять одну из сцен, и становятся свидетелями крушения поезда. Из одного из вагонов сошедшего с рельсов состава сбегает какое-то существо. Далее следует история, в которой в кучу смешаны бесчеловечные эксперименты, американские военные и телепатическая связь. При этом все сюжетные повороты довольно предсказуемы. Это и понятно: историю действительно додумали уже потом, изначально для Абрамса важнее были дети с камерой и монстр. По крайней мере, режиссер испытывал неподдельный интерес к обоим объектам исследования.

Недостаток у фильма "Супер 8", пожалуй, всего один. Проект позиционировался как таинственный и загадочный - сюжет держался в строгом секрете, инопланетянина до последнего никому не показывали. На самом же деле картина оказалась простой и прямолинейной - примерно такой, какие когда-то снимал Спилберг. "Супер 8" вполне можно поставить в один ряд если не с "Инопланетянином", то с "Близкими контактами третьей степени". Удивительное дело: Абрамсу предоставили чуть ли не полную творческую свободу, а он в результате попытался снять то же самое, что делал его кумир десятилетия назад.