Властям Абхазии, которые еще недавно радовались признанию со стороны Вануату - островного государства в Тихом океане - теперь придется пережить разочарование. После смены правительства Вануату новый премьер-министр отозвал решение о признании. Он также заявил, что намерен установить официальные отношения с Грузией (которые до сих пор установлены не были). История, однако, на этом не заканчивается: в ближайшее время власть на островах может смениться вновь, так что Абхазия теоретически может быть признана повторно.
Говорить о каком-либо "дипломатическом успехе" Сухуми или Москвы (благодаря лоббистским усилиям которой, как полагают в Грузии, Вануату и согласилось первоначально на признание Абхазии), конечно, уже не приходится. За последние несколько недель история превратилась в фарс. Уже неважно, какое решение по поводу Абхазии примет новое правительство Вануату. Ценность данного признания (которая изначально была невелика) девальвирована до предела.
О том, что число стран, считающих Абхазию независимым государством, выросло с четырех (России, Венесуэлы, Никарагуа и небольшого островного государства Науру) до пяти, стало известно в конце мая. Глава абхазского МИДа Максим Гвинджия тогда объявил, что Абхазия теперь официально признана правительством Вануату и что между двумя странами установлены дипломатические отношения.
Гвинджия добавил также, что абхазские власти "твердо намерены развивать с этой страной [Вануату] экономические связи". В чем конкретно будут заключаться "связи" со страной, столица которой - Порт Вила - находится более чем в 14 тысячах километров от Сухуми, осталось неясным. На сайте абхазского МИДа , впрочем, появился комментарий, где утверждалось, что правительство Вануату рассчитывает на некие дополнительные возможности в "кооперации по международному разделению труда" и "обмене передовыми технологиями".
Реакция грузинских властей (которые считают Абхазию собственной территорией, "оккупированной" российскими войсками) на новость про Вануату стала подчеркнуто пренебрежительной. В парламенте Грузии язвительно заявили, что нового союзника Абхазии еще, дескать, надо поискать на карте. МИД республики отметил, что информация еще требует подтверждения (со стороны самого Вануату) и что в любом случае (даже если признание имело место) "это ничего не изменит".
Некоторые отмечали, что пафос властей неуместен. Политолог Паата Закареишвили, развивая версию о том, что очередное признание было пролоббировано Россией, высказал мнение, что Москва следует вполне определенной тактике. "Москва осознанно избирает такие маленькие страны, как Вануату, так как эти страны ничем не помогут Абхазии и не смогут реально обеспечить ее независимость, что позволит России [крепче] привязать к себе Абхазию", - рассуждает он. С другой стороны, в перспективе, по мнению Закареишвили, Россия может поставить вопрос о признании Абхазии в ООН (опираясь при этом на количество стран, которые признают отколовшуюся от Грузии республику к тому времени). "Исходя из этого, в признании Абхазии со стороны Вануату нет ничего смешного, и парламентскому большинству лучше задуматься, до чего довело их циничное отношение ситуацию между Грузией и Абхазией", - резюмировал эксперт.
Решение Вануату о признании Абхазии грузинские депутаты прямо назвали результатом подкупа со стороны России (в российском МИДе, со своей стороны, заявляли, что это "успех молодой абхазской дипломатии"). В грузинской прессе, как писал "Коммерсантъ", высказывались предположения о том, что "дружба Абхазии с Вануату влетит российским налогоплательщикам" в несколько десятков миллионов долларов.
Следует, впрочем, отдать должное тем, кто о признании договаривался. Указаний на "российский след" в данном случае практически не было. Когда Абхазию два года назад признала Венесуэла, ее президент Уго Чавес даже не пытался замести следы: о признании он объявил в Москве, куда приехал за кредитами и военной техникой. В истории с Науру (в конце 2009 года) ее участники действовали аккуратнее. Но утечки избежать не удалось: "Коммерсантъ" выяснил, что науруанский министр иностранных дел торговли и финансов, посещавший тогда Кавказ, перед этим был принят в Москве, где договаривался о финансовой помощи (по сведениям издания, Науру просило до 50 миллионов долларов - на "неотложные социально-экономические проекты").
На этот раз единственной деталью, которая могла бы дать хоть какую-то пищу конспирологам, стало признание главы МИДа Вануату Альфреда Карло, что в конце 1980-х годов он проходил обучение в МГИМО (по программе обмена). Благодаря этому, как утверждал министр, он "очень хорошо разбирается в геополитической ситуации в регионе" (в каком именно регионе, он не уточнил).
В истории с Вануату слабым местом оказалась организация. О признании Абхазии, к примеру, почему-то забыли сообщить официальному представителю Вануату в ООН Дональду Калпокасу. В результате последний, когда к нему обратились за комментариями, заявил, что никакого признания не было (по словам Калпокаса, узнав о заявлениях абхазского МИДа, он связался со своим правительством - и оно эти заявления "категорически опровергло"). Министр иностранных дел Вануату позднее извинился за это, заявив, что между его ведомством и Калпокасом произошло "недопонимание".
С примечательным комментарием на этом фоне выступил депутат Госдумы РФ Сергей Марков. "Я думаю, что наши абхазские друзья по неопытности не очень-то правильно сделали - в том смысле, что поспешили заявить сами до того времени, пока Вануату сами уже объявят обо всем и сделают этот процесс необратимым, - заявил он "Голосу России". - И после этого заявления, возможно, грузины либо какие-то их, так сказать, сообщники бросились перекупать руководство Вануату". Конец цитаты.
Опровержение Калпокаса, как и следовало ожидать, с энтузиазмом восприняли в Тбилиси. Слова о том, что никакого признания не было, вызвали новую порцию язвительных комментариев. Радость, однако, была преждевременной. Через несколько дней после опровержений Калпокаса в прессу попала копия соглашения, по которому между Абхазией и Вануату были установлены дипломатические отношения. Документ, опубликованный "Коммерсантом", был датирован 23 мая, снабжен печатями и подписями премьеров двух стран (со стороны Вануату его подписал Сато Килман).
Организаторы признания, однако, не учли еще одной вещи (а на это, вероятно, следовало обратить внимание при вербовке очередного союзника Абхазии) - того, что позиции местной власти являются не слишком прочными. За последний год в Вануату уже несколько раз менялись премьеры. Можно было ожидать того, что при очередной смене власти решение о признании Абхазии будет отменено.
Собственно, так в итоге и произошло. 16 июня результаты прошлогоднего голосования в парламенте по кандидатуре премьера (по итогам которого этот пост достался Сато Килману) были аннулированы. Соответствующее решение принял местный суд. Правительство, соответственно, вновь возглавил Эдвард Натапеи (занимавший пост премьера до конца 2010 года). Он уже объявил о перестановках в правительстве (пост главы МИДа, как стало известно, теперь займет Джо Натуман, руководивший МИДом в прежнем правительстве Натапеи).
Для Москвы и Сухуми в данной ситуации, впрочем, еще не все потеряно. Натапеи пока руководит правительством лишь в качестве исполняющего обязанности. В ближайшие дни в парламенте Вануату состоится голосование, по итогам которого кандидатура премьера должна быть утверждена официально (по информации Radio New Zealand, Натапеи утверждает, что располагает необходимой поддержкой парламентариев, хотя по данным другого источника большинство парламентариев склонно все же поддержать его оппонента - Сато Килмана). То есть теоретически Килман еще может вернуться к власти и объявить, что решение о признании остается в силе (если, конечно, в этом еще будет какой-то смысл).
Сторонники признания Абхазии теперь, вероятно, будут вновь жаловаться на происки Грузии (или ее союзников на Западе) и на то, что, дескать, Вануату позволило себя "перекупить". Хотя те, кто организовывал это признание, должны были учитывать такую возможность (что островитяне - по той или иной причине - могут аннулировать ранее принятое решение). Похожий скандал разгорелся семь лет назад, когда премьер-министр Вануату (правительство тогда возглавлял Серж Вохор) признал независимость Тайваня от КНР. По слухам, Вануату тогда было обещано около 30 миллионов долларов.
Однако с правительством вопрос о признании (и, вероятно, о распределении финансовой помощи) согласован не был. На этом фоне последовала серия противоречивых заявлений со стороны Вохора и его коллег. Возникла угроза разрыва отношений с Китаем. На замечания премьер при этом реагировал своеобразно. Когда посол Китая попытался поинтересоваться у Вохора, почему над одним из зданий в столице Вануату поднят флаг Тайваня, вместо ответа он получил удар. "Он потряс кулаком перед моим лицом, а потом нанес мне удар в плечо, - рассказывал дипломат. - Я был шокирован... Такое поведение глубоко оскорбило меня и мою страну". В итоге премьер был отправлен в отставку, признание Тайваня аннулировано.