Акции "Ростелекома" на ММВБ в последние несколько торговых сессий стали главными ньюсмейкерами на бирже. Инвесторы, вкладывающиеся в "Ростелеком", действуют "против рынка": когда на ММВБ распродают активы, акции телекоммуникационной компании растут на 25 процентов в день и поднимаются до двухлетнего максимума. Когда же рынок начинает восстанавливаться, по "Ростелекому" фиксируется обвальное падение.
Акции "Ростелекома" — одна из самых беспокойных "фишек" на российских биржах. Достаточно взглянуть на график движения акций на сайте ММВБ за последние годы, чтобы понять, что динамика "Ростелекома" не всегда совпадает с динамикой основных фондовых индексов. Так, очень резко просели ценные бумаги компании в середине 2008 года, а общий финансово-экономический кризис в акциях "Ростелекома" продолжался аж до конца весны 2010 года — в конце мая по ним был зафиксирован минимум с 2006 года.
"Ростелеком" — интересная компания и с другой точки зрения. Формально он входит в государственный холдинг "Связьинвест", который не торгуется на бирже и с которым российские чиновники не знают, что делать уже не первое десятилетие. Однако сейчас "Связьинвесту" принадлежит только 43 процента акций "Ростелекома", а остальное находится во владении частных акционеров, ВЭБа (9,8 процента) и "Агентства по страхованию вкладов" (29,9 процента).
Наконец, "Ростелеком" интересен и еще одним: он в 2010-2011 годах проходил процесс реорганизации, в рамках которого к нему были присоединены межрегиональные телекомы, бывшие на балансе "Связьинвеста". В апреле 2011 года к "Ростелекому" были наконец присоединены "ЦентрТелеком", "Северо-Западный Телеком", "Дальсвязь" и другие компании. Не исключено, что в будущем "Ростелекому" отойдет и другой актив "Связьинвеста" - сотовый оператор "Скай Линк".
Все это делает "Ростелеком" удобным инструментом для разного рода спекуляций. Тем более, что по рынку постоянно ходят слухи о том, что ценными бумагами кто-то интересуется. Наиболее активным скупщиком акций "Ростелекома" еще с 2010 года является фонд бывшего руководителя "Связьинвеста" Евгения Юрченко: по данным на январь 2011 года, он скупил около 10 процентов "Ростелекома". Тогда же он публично объявлял, что может приобрести в управление до 15 процентов акций компании.
В последние месяцы движение по акциям "Ростелекома" иногда выбивалось из общей картины на ММВБ. Например, 17 мая ценные бумаги телекоммуникационного гиганта подешевели более чем на семь процентов, но тогда причина этого была понятной: акции "Ростелекома" не были включены в расчет престижного индекса MSCI, хотя это предполагалось рынком. В результате "Ростелеком" стал жертвой известной биржевой стратегии "покупай на слухах, продавай на новостях".
В середине июня с акциями "Ростелекома" произошло нечто более интересное, чем простой обвал в течение одного дня на понятной новости. 16 июня ценные бумаги компании поднялись сразу на 4,57 процента (до 173,75 рубля) за штуку, при том что индекс ММВБ опустился на 0,46 процента, а индекс РТС — более чем на процент. Иными словами, у инвесторов должны были оказаться какие-то веские причины для того, чтобы покупать акции "Ростелекома".
Далее, 17 июня, случилась еще более странная история: "Ростелеком" подорожал сразу на 25 процентов, а индекс ММВБ в тот же день упал на 1,51 процента. После этого наступили выходные, но и они не охладили пыл инвесторов: в понедельник утром они подняли стоимость "Ростелекома" еще на 13 процентов, а акции компании достигли максимума с 2009 года (234 рубля за штуку).
В середине дня они наконец-то одумались и стали продавать "Ростелеком". В итоге он стал лидером падения за 20 июня — акции потеряли в цене 7,89 процента при падении индекса ММВБ всего на 1,19 процента. Днем 21 июня коррекция продолжилась, хотя ее темы оказались уже не такими серьезными: "всего" два с половиной процента (по данным на 15:45 — за три часа до закрытия бирж). При этом основной массив российских акций 21 июня дорожает: индекс ММВБ растет на 0,56 процента.
Такое резкое изменение стоимости акций "Ростелекома" не могло не привлечь к детальному анализу торгов по ценным бумагам аналитиков и журналистов. В частности, свои версии произошедшего высказали несколько инвестиционных компаний, основные информагентства и газеты "Ведомости" и "РБК Daily".
Информагентства сразу же обратили внимание на новостной фон, на котором происходили торги. Так, 16 июня стало известно, что акции "Ростелекома" будут включены в индекс РТС. Это, в свою очередь, дает надежду на то, что они все-таки войдут в индексы MSCI при следующем пересмотре. Следовательно, спрос на акции "Ростелекома" увеличится, и они начнут дорожать.
17 же июня в Минэкономразвития заявили, что считают целесообразным приватизацию обновленного "Ростелекома". Однако этой новостью рост акций на 25 процентов никак не объяснишь: во-первых, о намерении разместить часть акций компании на бирже сообщалось еще в апреле, во-вторых, продажа "Ростелекома" вполне укладывается в рамки расширения программы приватизации, о которой говорят по крайней мере с 2010 года. Кроме того, по графику видно, что акции "Ростелекома" стали расти в цене еще до того, как начали выступать чиновники Минэкономразвития.
"Ведомости" обратили внимание на другое обстоятельство: сейчас на рынке торгуется несколько разных ценных бумаг с одним и тем же названием — обыкновенные акции "Ростелекома". Один, старый выпуск, обращается на бирже уже несколько лет, а другие были выпущены в рамках объединения с межрегиональными телекомами. По правилам Федеральной службы по финансовым рынкам, объединены разные эмиссии будут только в августе, а пока они должны торговаться вместе.
"Ведомости" пишут, что именно первый выпуск бумаг пользовался особым спросом (рост стоимости за 17 июня — 27,1 процента), а остальные подорожали только в среднем на семь процентов. Таким образом, газета добавила к существующим загадкам еще одну. Что же касается объяснения того, почему акции "Ростелекома" подорожали именно сейчас, то аналитики, опрошенные изданием, не дали внятного ответа. Одни сочли, что все дело в том, что эти бумаги кому-то срочно понадобились (зачем?), другие — что дело в закрытии "коротких позиций" и в невысокой ликвидности торгов по "Ростелекому".
У "РБК Daily" оказалась своя версия происходящего: в этой газете склоняются к тому, что либо резкий рост "Ростелекома" был связан с ошибкой трейдера (но тогда почему активность торгов была не точечной, а увеличивалась в течение нескольких дней), либо в спекуляциях, которые могли быть выгодны одному из акционеров компании. В частности, газета отмечает, что в повышении стоимости акций мог быть заинтересован ВЭБ, который покупал ценные бумаги "Ростелекома" по 230 рублей за штуку. В отчетности ему выгодно зафиксировать высокую стоимость бумаг, чтобы операция с акциями телекоммуникационной компании выглядела минимально убыточной. Или — чтобы продать их потом подороже.
Так или иначе, но Федеральная служба по финансовым рынкам пока на движение акций "Ростелекома" не отреагировала — видимо, пока ФСФР не нашла в нем ничего подозрительного. Прежний глава ФСФР Владимир Миловидов о таких операциях обычно писал в блоге, заявляя, что проверит резкий рост или обвал акций. У нынешнего руководителя службы Дмитрия Панкина ЖЖ и Twitter вроде бы нет - так что оперативно реагировать на подобные сделки ему, по всей видимости, просто негде.