Петербуржцы, как и москвичи прошлой осенью, готовятся в ближайшее время расстаться с привычным главой города. Учитывая приближение важнейших избирательных кампаний, Кремль решил отстранить и строптивого Юрия Лужкова, и непопулярную в народе Валентину Матвиенко. Однако если снятие Лужкова с поста мэра сопровождалось некрасивой пиар-акцией, Матвиенко было решено отправить на почетную пенсию в качестве спикера Совета Федерации.
Неожиданные новости о грядущей смене амплуа Валентины Матвиенко на пятничной встрече президента с губернаторами озвучил глава Башкирии Рустэм Хамитов. Несколько замявшись, он предложил Дмитрию Медведеву отдать оставшееся вакантным после отставки Сергея Миронова кресло спикера Совета Федерации именно ей. Медведев, если и удивился, то виду не подал, сказав, что "если одно из центральных мест в государственной иерархии займет женщина, это будет способствовать тому, что наше государство будет более современным и будет лучше развиваться".
Больше того, Медведев назвал Матвиенко "абсолютно успешным губернатором", что из уст петербуржца звучит довольно необычно. Однако, как бы то ни было, о Матвиенко заговорили как о самом реальном кандидате на пост председателя верхней палаты парламента - несмотря на то, что по закону она его пока занять не может.
Согласно действующему законодательству, будущий сенатор должен быть депутатом заксобрания в том регионе, который представляет. В 2007 году на выборах в заксобрание Петербурга Матвиенко не стала возглавлять список "Единой России", лишив себя возможности быстро попасть в Совет Федерации. Ближайшие выборы в Петербурге пройдут лишь в декабре. Однако, не дожидаясь их, Матвиенко для ускорения процесса может принять участие в муниципальных выборах в каком-нибудь другом регионе. Это будет не самый убедительный выход из ситуации, зато самый эффективный. По крайней мере, вряд ли в Совете Федерации он кого-либо смутит, особенно после спешной отставки Миронова, инициированной - вот совпадение - в том же Санкт-Петербурге.
Узнав о том, что основным кандидатом в спикеры Совета Федерации стала Матвиенко, Миронов уже предложил себя на пост губернатора Петербурга в том случае, если это понадобится. Впрочем, и у Матвиенко в запасе есть три человека, которые обеспечат преемственность власти после ее ухода. "Коммерсантъ" в качестве возможных креатур Матвиенко называет главу ее администрации Михаила Осеевского и двух заместителей - Юрия Молчанова и Игоря Метельского - людей, состоящих в неплохих отношениях с другими видными петербуржцами, переехавшими в конце 1990-х в Москву.
Однако вряд ли Кремль сильно заинтересует мнение уходящего губернатора одного из важнейших российских городов. Как и в случае с Москвой, руководство Петербургом могут доверить правительственному тяжеловесу или сравнимому по лояльности и узнаваемости политику. С приближением выборов к городам федерального значения внимание будет особенным, поэтому предположения о том, что губернатором может стать, к примеру, глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин или вице-премьер Игорь Шувалов, не выглядят столь уж оригинальными. Что касается Шувалова, то стоит вспомнить недавние слухи о его возможной работе во главе "Правого дела". Со спасаемой Кремлем партией у Шувалова не получилось, но это не значит, что новую работу ему больше не ищут.
Так или иначе, выход с Валентиной Матвиенко в Москве нашли более изящный, нежели с Юрием Лужковым. Спикер Совета Федерации - должность почетная, высокопоставленная и не особо обременительная. После того как верхняя палата парламента превратилась в санаторий для отставленных губернаторов, предложения стать сенатором поступают многим уходящим главам регионов. Матвиенко в данной ситуации может сорвать джек-пот - стать не просто рядовым членом палаты, а ее председателем. Неплохое завершение блестящей карьеры бывшего первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ.
Для Кремля выгода от этого также очевидна - власть не только получает безопасного и представительного спикера Совета Федерации, но и завоевывает очки в глазах петербуржцев. Проводы Матвиенко на пенсию, несомненно, намного важнее назначения нового спикера Совфеда - точно так же, как были важны "проводы" с политического Олимпа Юрия Лужкова. Найти столь же непопулярного в народе губернатора, как Матвиенко, довольно сложно, несмотря на то, что она в отличие от Юрия Михайловича возглавляет город "лишь" восемь лет. Тем не менее, за эти восемь лет Валентина Ивановна успела нажить огромное количество недоброжелателей в ставшем для нее почти родным Санкт-Петербурге.
Политикой Матвиенко занялась в 1970-х, на закате СССР успев побывать народным депутатом Верховного совета. Дальнейшая ее карьера хорошо известна: дипломатическая работа на Мальте и в Греции, а затем кресло вице-премьера в правительствах Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина и Михаила Касьянова - пять лет, обеспечившие ей аппаратный вес и прекрасные связи.
В 2000 году Матвиенко впервые задумалась о губернаторском кресле, однако с рейтингом в два процента она на выборы идти не решилась (тогда руководителей регионов еще выбирали россияне, а не президент, как сейчас). Через три года, уже имея за плечами опыт работы полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе, Матвиенко выборы за Петербург выиграла. Та кампания запомнилась не только необычайно низкой явкой (на выборы пришли меньше трети петербуржцев), но и фразой Матвиенко о том, что она "как старая боевая лошадь, всегда готова встать в строй по первому зову".
Подобная лексическая экстравагантность могла бы помочь ей завоевать поддержку сомневающихся горожан, однако вызвала в первую очередь раздражение. Уже через год работы губернатором Матвиенко стали критиковать за невыполнение предвыборных обещаний - в первую очередь, социальных. Спустя некоторое время она взялась за строительство, столь любимое в другой столице России. При этом в Санкт-Петербурге, имеющем в отличие от Москвы единый архитектурный облик, незаметно вести коммерческое строительство прямо в центре было особенно сложно, в связи с чем ряды противников губернатора довольно быстро пополнились новыми членами.
Главным источником ненависти к губернатору для петербуржцев стало словосочетание "Охта-центр" - "прославившееся" на всю Россию название гигантской башни "Газпрома", которая должна была вырасти в Санкт-Петербурге и добавить приземистому городу высотности. О строительстве этого здания ожесточенно спорили в течение нескольких лет (дело дошло даже до ЮНЕСКО), попутно припоминая Матвиенко снос зданий на Невском проспекте ради торговых центров. И даже после переноса этого проекта, который был вынужден инициировать Дмитрий Медведев, гигантскую "сосулю" губернатору забудут не скоро.
Кстати, о "сосулях". Именно Матвиенко обогатила русский язык столь необычным словом, ставшим символом нескольких подряд зим в Санкт-Петербурге. Заваленные снегом улицы города Матвиенко беспомощно объясняла погодными аномалиями, что популярности в народе ей, естественно, не прибавило. Более того, с наступлением каждой зимы из Петербурга регулярно приходят апокалиптические фотографии огромных сугробов, гигантских льдин, свисающих с водосточных труб и крыш, и засыпанных автомобилей, на расчистку которых у хозяев ушло немало часов.
Остальные претензии горожан в течение восьми лет росли как снежный ком - обвинения в фактическом узаконивании цензуры, давление на оппозицию (что, впрочем, практикуется не только в Питере), популизм (например, предложение чиновникам ездить на работу на общественном транспорте, а также идея слияния Петербурга и Ленобласти), активное участие родного сына Матвиенко в городском бизнесе. Сергей Матвиенко, кстати, человек в Петербурге весьма известный и довольно обеспеченный - пару лет назад его бизнес-активы оценивались в десятки миллиардов рублей.
Неудивительно, что рейтинг Матвиенко упал до минимума, чего рано или поздно не могли не заметить в Кремле. Год назад СМИ писали о том, что губернатора поддерживает лишь треть петербуржцев, и за последний год в жизни города не произошло ровным счетом ничего, что могло бы позиции Матвиенко укрепить. Наоборот, чем дольше она оставалась бы у руля, тем больше бы падал ее рейтинг. А значит, и рейтинг "Единой России", в список которой ей, как члену Высшего совета партии, пришлось бы войти на декабрьских выборах.
Учитывая специфику российской политики, завалившего свой участок работы, но пользующегося поддержкой федерального центра чиновника не могут так просто отправить в отставку. Именно поэтому центру приходится искать изящные варианты его смещения - чтобы и дорогу расчистить, и человека не обидеть. С Валентиной Матвиенко, счастливо избежавшей участи Лужкова, был разыгран именно этот сценарий. По всей видимости, не с ней последней.