Президент России опубликовал свое традиционное Бюджетное послание - каждый год глава государства должен рассказывать Федеральному собранию о своем видении главного финансового документа страны на ближайшие годы. Поскольку накануне выборов каждое заявление Дмитрия Медведева выглядит как возможная политическая программа, то и в Бюджетном послании было бы соблазнительно увидеть его планы на следующий президентский срок.
Сам Дмитрий Медведев на этот раз не стал делать большого события из своего Бюджетного послания: оно было просто опубликовано на сайте Кремля и разослано в установленные по закону ведомства. Такая процедура - обычная для этого документа, и в ней не было бы ничего примечательного, если бы ранее эту процедуру не нарушил сам Медведев. В 2009 году, например, он решил лично рассказать содержание послания президиуму правительства, для чего провел специальное совещание.
В 2011 году такое совещание не собиралось. Возможно, из-за того, что выступление президента на президиуме правительства автоматически заставило бы всех ждать предвыборных заявлений, что не входит в планы Медведева, а возможно, из-за того, что 2011 год - не кризисный и бюджету сейчас уделяется уже не такое внимание, как раньше.
Рассматривать Бюджетное послание 2011 года необходимо в контексте двух других программных заявлений Медведева. Во-первых, важно посмотреть на то, как изменилось видение бюджета президентом за прошедший год и сравнить текст 2011 года с текстом послания 2010 года. Во-вторых, Бюджетное послание, как ни крути, придется сравнить с выступлением Медведева на Петербургском экономическом форуме - ту речь многие эксперты сочли предвыборной программой президента, ориентированной, впрочем, на весьма ограниченный круг избирателей: бизнесменов и бюрократию.
Если сравнить Бюджетные послания 2010-го и 2011 года, то окажется, что они имеют очень много общего. Дело тут не только в том, что это документ очень формализованный, с жесткой композицией, отход от которой практически невозможен. Главное, что Медведеву в последние годы приходится говорить одно и то же.
"Надо интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны", - говорится в послании 2011 года. Сравним с посланием годом ранее: "Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием".
Читаем дальше: "Следует закрепить начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета", - это новое послание. А вот слова Медведева год назад: "Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления".
Вот и еще одна цитата из текста 2010 года: "Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой". В 2011 году мало что изменилось: "В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования".
Сам Медведев не скрывает, что для подготовки нового Бюджетного послания внимательно прочитал предыдущие. "Задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009 - 2011 годах… до сих пор не выполнена", - напомнил президент Федеральному собранию о необходимости ввести нормы ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Наконец, есть в Бюджетном послании 2011 года отрывки, которые можно смело вставить как в любое будущее послание президента, так и в предыдущие. "Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны", - говорится в послании в качестве пятого пункта ключевых направлений бюджетной политики.
В бюджетной речи президента можно без труда обнаружить идеи, которые он отстаивает уже не первый месяц. Так, еще в конце марта Медведев потребовал от правительства продумать возможность снижения ставок страховых взносов. Правительство так долго решало, как именно снизить ставки, что даже не успело к сроку, названному Медведевым.
В итоге о решении снизить ставки страховых взносов президенту пришлось объявлять лично: на Петербургском экономическом форуме. В Бюджетном послании Медведев счел нужным рассказать о нем еще раз: ставки страховых взносов будут снижены с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и благотворительных организаций - до 20 процентов.
Еще одна мысль Медведева, ставшая популярной у российских чиновников после форума в Петербурге, - масштабная приватизация. "Должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами", - говорится в послании к Федеральному собранию. Ранее сообщалось, что в 2012 году Россия планирует получить от приватизации не 300 миллиардов рублей, как планировалось изначально, а 450 миллиардов. Впрочем, от части активов (например, "Газпрома") правительство избавляться не намерено, а во многих компаниях передаст частникам только миноритарные пакеты.
Наконец, Медведев в Бюджетном послании говорит и о своей коронной теме 2011 года - создании условий для притока инвестиций в страну. Этому уже была посвящена программная мартовская речь президента, но в Бюджетном послании тема получила продолжение. В частности, Медведев пишет, что притоку денег в страну поможет та самая приватизация, расширение частно-государственных партнерств, создание российского фонда прямых инвестиций и, наконец, децентрализация власти. Этой децентрализации стоит посвятить отдельные несколько абзацев.
В последние годы все интересующиеся политикой люди привыкли, что в России выстроена вертикаль власти, замыкающаяся на президенте или премьере. Эта вертикаль - один из основных итогов двух президентских сроков нынешнего премьер-министра Владимира Путина.
На Петербургском форуме Медведев эту вертикаль раскритиковал. "Если все начинает хоть как-то работать и двигаться только по сигналу из Кремля - значит, система нежизнеспособна", - заявил президент, и многие почувствовали в этом скрытый укор Путину: это премьер любит переводить экономику на "ручной режим" управления, ездить в депрессивные регионы и лично наводить там порядок. Его визиты в Пикалево и в "Перекресток" (при обсуждении закона "О торговле") в свое время наделали много шума.
Одними заявлениями на форуме Медведев не ограничился. 27 июня стало известно, что президент создаст рабочие группы по децентрализации власти в России, которые возглавят вице-премьер Дмитрий Козак и полпред президента в СКФО Александр Хлопонин.
В Бюджетном послании тема продолжена. "До 1 декабря 2011 года должны быть подготовлены предложения по децентрализации полномочий, в том числе в налоговой сфере и сфере межбюджетных отношений, между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти", - говорится в послании.
Иными словами, Медведев готов предоставить регионам больше экономических свобод. Но такие свободы, как правило, тесно увязаны с политическими (в первую очередь, с выборностью губернаторов), а о них в послании не говорится ни слова.
Медведев в ближайшие годы видит Россию инвестиционно привлекательной, с разросшимся частным сектором, небольшим дефицитом бюджета, Резервным фондом, в который вновь будут стекаться излишки от высоких цен на нефть, и с более или менее сильными регионами. Впрочем, для того чтобы эти планы осуществились, нужна политическая воля не только Медведева, но и Путина. Он своего видения будущего России на ближайшее время (читай: предвыборной программы) еще не представил: по статусу ему программных речей пока произносить не положено.